Реформа контрольной и надзорной деятельности

2453

 

Инспекторы контрольно-надзорных органов будут общаться с предпринимателями через электронные «личные кабинеты» и не смогут проводить выездные проверки, если их нет в едином реестре проверок. Это предусмотрено Стандартом информатизации контрольно-надзорной деятельности, который утвердил проектный комитет приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Также комитет одобрил проекты постановлений правительства, устанавливающие категории и критерии риска по видам контроля, которые осуществляют Росздравнадзор и Росприроднадзор. Соответствующий протокол подписал куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Информатизация и автоматизация госконтроля — одно из ключевых направлений реформы контрольно-надзорной деятельности. Внедрение информационных технологий в работе инспекторов позволит освободить их от лишней работы и избавит бизнес от избыточной административной нагрузки, а также будет способствовать снижению коррупционных рисков.

По словам замглавы Минкомсвязи Олега Пака, в документе заложена целевая модель формирования информационной среды контрольно-надзорной деятельности, основанная на ряде принципов. Так, все информационные ресурсы контрольно-надзорных органов должны будут вестись в электронном виде с обеспечением юридической значимости. Речь идёт о реестрах проверяемых объектов, обязательных требований, видов контроля и надзора и так далее. Всё взаимодействие между участниками контрольно-надзорной деятельности должно будет осуществляться с помощью инфраструктуры электронного правительства и системы межведомственного электронного взаимодействия. При оценке рисков должны будут использоваться сведения, содержащиеся в единой информационной среде.

Невозможно будет провести контрольно-надзорное мероприятие, если его паспорт отсутствует в едином реестре проверок. Включить в проверочный лист требование, если соответствующий вид контроля не внесён в реестр видов контроля, также будет нельзя. Всё взаимодействие с согласия проверяемого лица нужно будет осуществлять через «личный кабинет», в том числе на портале госуслуг. Если можно будет заменить очную, выездную проверку на другой формат, например, электронное самодекларирование или сбор сведений с использованием датчиков, то предпочтение следует отдавать именно таким форматам. Создание какой-либо новой государственной информационной системы проект не предполагает.

Предполагается, что документ будет актуализироваться раз в полгода. Сейчас ведомства находятся на разном уровне информатизации, поэтому стандарт предусматривает 3 уровня зрелости. Минимальному уровню зрелости могут соответствовать все ведомства, участвующие в программе, с учётом текущего уровня финансирования, уверены в Минкомсвязи. С этим согласен и Михаил Абызов.

Этот документ мы смогли согласовать и с очень отстающими по техническому оснащению ведомствами, и с очень передовыми. Задача, которую мы в ходе этих обсуждений ставили перед Минкомсвязи, — предложить меню, в котором каждый сможет найти правильный формат, с оговорками и буферными зонами с точки зрения перехода от одного уровня зрелости к другому. Это касается, в том числе, и вопросов финансирования. Я отдельно задавал вопрос коллегам из Минкомсвязи, есть ли такие органы из тех, кто участвует в программе, которые не могут справиться в рамках текущего бюджета с наименьшим уровнем соответствия этому стандарту. Доклад, который я получил, свидетельствует о том, что таких органов нет», — сказал Михаил Абызов.

В то же время, по мнению министра, на внедрение информационных технологий в госконтроле могла бы пойти часть финансирования программы «Цифровая экономика», если будет принято решение о выделении дополнительных средств на её реализацию. Михаил Абызов поручил Минкомсвязи подготовить предложения по включению в программу «Цифровая экономика» мероприятий по информатизации контрольно-надзорных органов, участвующих в реформе. Ранее вопрос выделения дополнительного финансирования программы обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. По словам Михаила Абызова, речь шла о сумме от 70 до 100 млрд рублей, которые необходимо направить, в том числе, на обеспечение инфраструктуры цифровой экономики.

Проектный комитет поручил надзорным органам руководствоваться стандартом информатизации при доработке ведомственных информационных систем, а техническое задание на их доработку — представить в Минкомсвязи до 30 июня.

В основе реформирования госконтроля лежит переход надзорных органов на риск-ориентированный подход при проведении проверок, который предполагает концентрацию надзора на наиболее опасных объектах, нарушения на которых могут повлечь существенный ущерб жизни, здоровью или экономике. Для этого ведомства, участвующие в программе, должны разделить все поднадзорные объекты по категориям риска. Проекты постановлений правительства об установлении категорий и критериев риска готовят все ведомства, кроме ФНС и ФТС, по Роструду критерии уже утверждены. Проектный комитет одобрил проекты постановлений, подготовленные Минздравом и Минприроды. МЧС рекомендовано внести ранее одобренный проект постановления в правительство. Другим ведомствам-участникам программы — ФАС, Россельхознадзору, Роспотребнадзору, Ростехнадзору поручено доработать подготовленные ими документы, а тем, кто ещё не представил проекты постановлений, сделать это до 3 июля.

При определении уровня риска пока нельзя посчитать исторический ущерб и сложно собирать текущую информацию, чтобы точно этот ущерб определять, отметил член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин.

Этот вопрос является системным для всех надзоров. Мы критерии с точностью до миллиметра не определим, нужно смотреть практики. Это живая материя. Прошу подготовить предложения по системным решениям: каким образом и в какие сроки мы должны актуализировать это с учётом практики применения риск-ориентированного подхода. Это надо зафиксировать при выпуске соответствующих постановлений правительства», — подчеркнул Михаил Абызов.

Также надзорные ведомства готовят проекты постановлений правительства о внедрении чек-листов — списков контрольных вопросов для проверки исполнения обязательных требований. По данным Минюста, проекты таких постановлений надзорные органы уже внесли в правительство, по ряду видов контроля есть проблемы, связанные с их нестандартностью. Чек-листы должны быть внедрены до конца года. Чтобы эти сроки не были сорваны, проектный комитет рекомендовал надзорным ведомствам начать разработку форм чек-листов параллельно с представлением в Правительство проектов нормативно-правовых актов, регламентирующих использование чек-листов, не дожидаясь их принятия.

Реформа госконтроля предусматривает мероприятия по профилактике коррупционных нарушений в работе надзорных органов и повышению уровня подготовки сотрудников надзорных ведомств. Для этого Минтруд разрабатывает стандарт кадрового менеджмента и методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков. Проектный комитет пока оценивает качество подготовки этих документов как неудовлетворительное. Минтруду поручено в кратчайшие сроки обеспечить их доработку.

Особого внимания, по мнению министра, заслуживает опыт Федеральной налоговой службы по внедрению принципов «умного» госконтроля. У ФНС нет внеплановых проверок, а разрешение на выездную проверку даётся только после её включения в план. Служба делает ставку на налоговый мониторинг, когда инспектор получает удалённый доступ к учётным системам налогоплательщиков, которые сами внедряют системы внутреннего контроля. Благодаря этим и другим нововведениям объём налоговых поступлений уже превысил все экономические индикаторы РФ. ФНС разделила поднадзорные объекты на 3 категории риска. К высокой категории риска служба отнесла всего 700 тыс. организаций из 8 млн — это те, кто уклоняется от уплаты налогов. 1 млн предприятий — в зоне наименьшего риска.

Налоговая многое уже сделала, и крайне важно, что она переделала внутренние регламенты. А внутренние регламенты на сегодняшний день придётся перестраивать всем. У нас Аналитический центр при правительстве сейчас готовит программу тренингов, обучения, обмена лучшими практиками на верхнем уровне. Я прошу проработать с ними возможность обсуждения опыта ФНС», — сказал Михаил Абызов.
На сегодняшний день реализована 21 контрольная точка приоритетной программы по совершенствованию госконтроля. Новая система согласования документов в проектном формате, по мнению Михаила Абызова, пока не заработала — госорганы не понимают, как использовать новый механизм, и предпочитают использовать привычный регламент. Министр предложил в июле провести стратегическую сессию, чтобы проанализировать, что можно изменить не только в проекте по реформе госконтроля, но и в проектной деятельности правительства в целом, чтобы сделать её более эффективной.