В какой степени отражены интересы бизнеса в антикризисном плане обсуждали на заседании Бизнес-ложи Московского Английского клуба, посвященное теме: «Антикризисные меры — взгляд со стороны бизнеса»
«План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», именуемый «антикризисной программой», активно обсуждает экспертное сообщество. Документ солидный, разноплановый. Но в какой степени в нем отражены интересы бизнеса? Своими мнениями на этот счет поделились руководители общественных организаций – «Деловая Россия», ее представлял сопредседатель Антон Данилов-Данильян, в прошлом глава экономического управления администрации президента РФ, и первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Именно в этих структурах сосредотачивается понимание того, какие перемены пошли бы деловому сообществу на пользу, именно с ними должно советоваться Правительство, формируя стратегию выхода из экономического кризиса.
Деловое сообщество, собравшееся на заседание Бизнес-ложи, и гости согласились с Андреем Нечаевым по поводу того, что неплохо было бы антикризисному план появиться еще полгода назад. Ведь экономический спад в России давал о себе знать уже в 2013 году, когда нефть еще не удивляла своей дешевизною, не было санкций, не галопировал курс доллара к рублю.
Между тем, антикризисные меры-2015 мало чем отличаются от принятых в 2008-2009 годах. С той только разницей, что сегодня ситуация принципиально иная. Тогда задача была «пересидеть, переждать», поскольку в кризис оказались вовлечены многие страны. На этот раз, при том, что рухнувшая цена нефти коснулась, пожалуй, всех, – в серьезный кризис попала лишь экономика России. Верить в то, что «жизнь наладится», по меньшей мере, легкомысленно. Но в качестве мер опять предлагается ручное управление, денежная помощь избранным компаниям и банкам, а вовсе не структурные реформы, не прорывные решения, которые улучшали бы предпринимательский климат. Собственно, все то, что предлагает бизнес в лице свои общественных объединений.
Примеры этих конкретных предложений гости заседания приводили в большом количестве. Но, как выразился Данилов-Данильян, «советовались с нами, в отличие от 2008 года, слабо, какие-то наши предложения принимались, но с большим сопротивлением, да и работа шла спонтанно».
План первоочередных мер спасения экономики обойдется бюджету в 2,3 трлн. руб. Бизнес любой величины отыщет в этой программе направления, которыми можно воспользоваться. Теоретически. Но почему нет ясности, по какому принципу, по каким правилам эта денежная помощь делится?
Другая сторона проблемы – антикризисный план сформулирован неконкретно, а, стало быть, оставляет широкий диапазон для трактовок. При этом каждый его пункт вызывает вопросы. Что вы хотите этим добиться, какой ожидается результат в цифровом, в денежном выражении?
Принявшие участие в заседании, пришли к выводу: нынешний кризис во многом рукотворный, а потому и антикризисный план вряд ли способен «открыть окно» для проведения реформ. Но в таком случае, задался вопросом Данилов-Данильян, что может в нашей стране заставить активизировать бизнес, увеличить вложения? Если, конечно, не говорить о полезных ископаемых – эти рынки давно поделены. Ответ, убежден экономист, уже не лежит в экономической плоскости.
Конкретные решения, спасающие экономику, уверен Владислав Корочкин, должны делиться на несколько сегментов. Первый – это «косметические» меры: нужно сбить накал, нейтрализовать негатив, особенно в социальной сфере.
Второй – формирование бизнес-климата, о чем говорится уже много лет. Только сейчас, например, «Опоре России» удалось добиться двухлетних налоговых каникул для новых индивидуальных предпринимателей. А как важен такой базисный тезис, как необходимость убрать этот рудимент советской экономики – статью 171 «Незаконное предпринимательство» из Уголовного Кодекса. Такой важный сигнал свидетельствовал бы об изменении бизнес-климата и отношения государства к предпринимательству.
И третий сегмент – стратегические меры, направленные на структурную перестройку экономики, с формированием правильных ориентиров. К сожалению, пока эти ориентиры даже не сформулированы. Не всем, констатировал Корочкин, структурная перестройка по душе. Например, строительная и энергетическая отрасли крайне не заинтересованы в переменах на принципах, давно реализуемых в мире.
Безусловно, шла на заседании речь и о тех секторах экономики, которые даже выигрывают от кризисной ситуации. Обладающие большим экспортным потенциалом не требуют помощи, они даже получили преимущества. Владельцы «импортозамещающих» производств, в отсутствии конкурентов пытается заполнить лакуны, хотя бы процентов на 30% и даже выдерживает повышенные кредитные процентные ставки. Кризис все-таки открывает новые возможности. Владислав Корочкин, констатировав, что в ближайшие годы увеличения рынка ожидать не приходится, продемонстрировал оптимизм: выигрывает сельскохозяйственное производство, переработка и упаковка.
Гораздо хуже другим, обычным предприятиям, работающим на внутренний рынок, конкурирующим между собой. Тут несложно прогнозировать череду банкротств. Самое обидное, что в эту группу попали «газели», молодые активно развивающиеся в последние годы компании.
Когда заседание, как это обычно бывает, приняло форму вопросов и комментариев, горячей темой стало обсуждение причин и последствий повышенной ставки рефинансирования, установленной Центробанком и уж совсем непомерных для бизнеса, зависящих от нее банковских кредитных ставок. Фактически это означает запрет на кредит.
Владельцы бизнеса не скрывали своих ощущений – что многие их беды происходят от жадности банкиров и финансовых спекулянтов. Что это едва ли не главная проблема современного бизнеса. Прав был частый гость Бизнес-ложи Гарегин Тосунян: ключевая ставка, устанавливаемая ЦБ – ювелирная штука. С ней нужно обращаться крайне осторожно. «Но не только от нее все зависит, – добавил глава Ассоциации российских банков. Даже когда ставка была относительно низкая, бизнес находил причины для ухода. Потому что в стране нет реальной, не на словах экономической политики. Пишем одно, делаем другое. Нужно доверие».
Наверное невозможно найти меры выхода из кризиса, устраивающее абсолютно всех: и ответственных за наполнение бюджета, и за развитие экономики, и непосредственно бизнес, и население. Порой это задачи – взаимоисключающие. Но требовать от правительства разумных стратегических программ можно и нужно.
В заключении Олег Матвеев предложил встретиться в этом составе, скажем, через полгода и проанализировать, прислушается ли Правительство к предложениям организаций, представляющих малый и средний бизнес, и как антикризисные меры не на словах, а реально влияют на экономику страны.