До 2020 года гарантийную поддержку должны получить 146 тысяч предприятий МСП, а объем предоставленных гарантий, достигнет 899 млрд руб, об этом сообщает «Российская газета».
Минэкономразвития утвердило стратегию развития Национальной гарантийной системы (НГС) поддержки малого и среднего предпринимательства, разработанную Агентством кредитных гарантий. До 2020 года гарантийную поддержку должны получить 146 тысяч предприятий МСП, а объем предоставленных гарантий, как предполагается, достигнет 899 млрд руб.
Объем выданных кредитов, обеспеченных гарантийной поддержкой НГС, составит 1,79 трлн руб., прирост высокопроизводительных рабочих мест — 287 тыс. единиц, а прирост инвестиций субъектов МСП в основной капитал за счет гарантийной поддержки — 323 млрд руб.
Представляя проект стратегии на заседании Общественного совета при минэкономразвития, председатель правления Агентства кредитных гарантий Галина Изотова рассказала, что уже в этом году будут запущены пилотные проекты НГС с участием региональных гарантийных фондов. А в полном объеме система должна заработать в 2016-2018 годах. «Считаю, что нужно утвердить основные подходы стратегии и начать работать, потому что регионы ждут каких-то сигналов. Надо договориться об общих правилах и движении», — отметила директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития Наталья Ларионова.
Региональные гарантийные фонды — основные участники НГС, также в систему вошли Агентство кредитных гарантий, МСП Банк и Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Главную задачу системы — повышение доступности финансирования для малых и средних предприятий — предполагается решить за счет внедрения единых стандартов работы. По словам Галины Изотовой, стандартизация затронет несколько направлений — это предоставление и сопровождение гарантийных продуктов, оценка управления рисками, сопровождение взыскания, обмен информацией и т.д. «Кроме того, очень важно обеспечить создание инфраструктуры поддерживающих функций НГС — ИТ, правовая поддержка, учетная политика, единая риск-политика, внедрение единой системы управления финансовыми активами. Это позволит соблюдать принципы сохранности и целевого использования средств гарантийной поддержки, сформированной за счет бюджетных субсидий», — подчеркнула Изотова.
Участники рынка поддерживают внедрение единых стандартов. Вице-президент Сбербанка России по малому бизнесу Андрей Шаров отметил, что региональные гарантийные фонды учреждают органы власти субъектов РФ, поэтому приходится договариваться с каждым из них о принципах сотрудничества. Если бы РГО стали филиалами НГС, этого делать не пришлось бы. «Банкам удобнее иметь дело с одними правилами, чем договариваться с 85 субъектами. В отличие от РГО, Агентство кредитных гарантий не оценивает заемщиков тех банков, которые сформировали качественный портфель. Это ускоряет процесс принятия решения, и самое важное, что это влияет на процентную ставку. То, чего так добивается агентство», — сказал банкир. Исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Антон Купринов также согласился, что необходимы единые стандарты работы для АКГ и всех региональных фондов. «Условия работы с банками, условия выдачи гарантий и поручительств, ставки, выплаты по дефолтам. Неважно, в каком регионе работает предприниматель — он должен пользоваться одинаковыми возможностями», — сказал эксперт. А вот риск — политика фондов, по его мнению, это в первую очередь люди и их квалификация, поэтому трудно ожидать какого-то равенства в целом по стране.
Банки по-разному относятся к работе с гарантиями. Активно работает с Агентством кредитных гарантий ВТБ24 — на презентации совместных продуктов в феврале президент-председатель правления ВТБ24 Михаил Задорнов рассказал, что начиная с осени прошлого года ежемесячно подавали в АКГ около 30-35 заявок клиентов, суммарный объем этих заявок составил 3 млрд руб. «Де-факто около 1,5 млрд руб. гарантий нашим клиентам было предоставлено за 4 месяца. Это много, мы привыкли миллиардами измерять. А у нас средний размер кредита малому бизнесу — это порядка 10 млн руб. Эти миллиарды складываются из множества кейсов», — отметил Задорнов. Он также подчеркнул, что две трети малого бизнеса в России — это торговые предприятия, а мандат агентства предусматривает поддержку неторгового сектора. В структуре тех клиентов банка, кому уже предоставлена гарантия, производство занимает больше 30%, еще четверть — предприятия сферы услуг.
Скептично настроен заместитель начальника управления кредитования Банка расчетов и сбережений Михаил Шаврин. «Гарантийные фонды во многом сходны с пирамидами, поскольку выданные ими гарантии не обслуживаются их капиталами и не подкрепляются адекватными ресурсами, — сказал он. — Мы анализировали несколько фондов и выявили, что соотношение выданных гарантий к их активам равно 3:1. Таким образом, в случае массового предъявления гарантий к оплате они просто перестанут отвечать по обязательствам. Для банков это огромные риски». В другом банке «РГБ» также рассказали, что с гарантийными фондами не работают, а кредиты малому бизнесу выдают только при наличии хорошего залога.
Важным звеном гарантийной системы должны стать и микрофинансовые организации, хотя сейчас в стратегии их нет. «Было бы неплохо отразить МФО в стратегии развития НГС, я думаю, это будет весьма и весьма востребовано региональными гарантийными фондами, потому что для них МФО очень важный сегмент, с которым они много работают», — сказал на заседании Общественного совета при минэкономразвития президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. По словам Галины Изотовой, уже в этом году агентство планирует запустить механизм секьюритизации под кредитные порт-фели МФО. Правда, пока речь идет о государственных МФО. Изотова отметила, что в целом микрофинансирование — это высокорисковый сегмент, поэтому модели взаимодействия с ним в рамках НГС сейчас обсуждаются в том числе с ЦБ.
Свои поправки в стратегию предложила внести и «ОПОРА России». Деловая ассоциация поддержала документ на заседании Общественного совета, однако, по мнению ее участников, решение стратегических задач не должно мешать решению тактических, связанных с развивающимся кризисом. Так, «ОПОРА» предлагает отказаться от ограничений при выдаче гарантий предприятиям МСП (например, предоставлять гарантии торговым предприятиям). Еще одно предложение — предусмотреть механизм рефинансирования при условии, что в момент обращения задолженность не признана проблемной. Предлагается также предоставлять гарантии по финансированию, направленному на пополнение оборотного капитала, как считают в «ОПОРЕ России», Агентство кредитных гарантий могло бы взять на себя часть рисков по обеспечению таких кредитов. Свои замечания к стратегии планирует представить и «Российский союз промышленников и предпринимателей».