Характерные ошибки экспертов по специальной оценке условий труда

967
#precontent{display:none} h2{font-size:20px;line-height:1.2;padding-top:15px;padding-bottom:15px}

Дата публикации: 26 декабря 2015 года.


Специалисты по спецоценке несут большую ответственность по определению реальных условий труда. Однако сложные и многоступенчатые механизмы отбора квалифицированных специалистов и квалификационные требования к потенциальным экспертам, не могут оградить добросовестного работодателя от потенциальных ошибок в процессе проведения спецоценки. Чтобы исключить совершение ошибок, необходимо знать их причины.


Причины возникновения ошибок экспертов при спецоценке


Основные причины, по которым добросовестные работодатели лишаются необходимого и достоверного результата, как правило, являются:

1. Изменчивость действующего законодательства в области специальной оценки условий труда.

2. Наличие противоречащих друг другу нормативно-правовых актов в области санитарных норм и требований.

3. Человеческий фактор, то есть привычка выполнять работу в рамках ранее освоенных алгоритмов оценки условий труда.


Рассмотрим каждое из выделенных направлений.


Изменчивость законодательства в области специальной оценки условий труда


Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» является основным инструментом для проведения спецоценки. Законодатель предусмотрел возможность учета особенностей в оценке рабочих мест в отдельных отраслях. Их должен устанавливать Минтруд России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений . Таким образом так называемые изъятия из закона поставлены в жесткие рамки контроля с единым подходом.


В то же время два существенных обстоятельства являются фактором препятствующим применению общего подхода в оценке условий производственной среды.


Первый. Минтруд России утвердил Методику спецоценки и не желает ее менять . Вместо этого он издает дополнительные нормативные акты, которые направлены на регулирование спецоценки в отдельных областях. Например, сейчас обсуждается проект приказа Минтруда России «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников».
Это ведет к увеличению числа документов, которыми необходимо руководствоваться при спецоценке.


Второй. Отказ Минтруда России интегрировать (отменить или актуализировать) наследие санитарных норм, изданных еще в СССР.
По этой причине велика вероятность, что Итоговое заключение по специальной оценке условий труда будет успешно обжаловано в суде одной из заинтересованных сторон (работодатель или работник (его представитель)). Основанием будет то, что многие нормативные акты, регламентирующие параметры производственной среды могут иметь показатели, характеризующие параметры износа оборудования применяемого 20, а то и 30 лет. То есть сохранившиеся, пусть и не в таком большом количестве санитарные нормы морально устаревшего законодательства, фактически могут поставить не только под сомнение сам результата работ, но квалификацию эксперта.


Практика показывает, что эксперты, проводящие спецоценку были вынуждены при проведении работ обращать внимание не только на положения Методики спецоценки, но и на разумность применения и оценки параметров производственной среды в купе с используемыми нормами и обычной профессиональной логикой.


Наличие противоречащих друг другу нормативно-правовых актов в области санитарных норм и требований


Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» могут иметь разные подходы к оценке одних и тех же условий труда. Это приводит к ошибкам экспертов, которые пытаются соотнести нормы Классификатора вредных и опасных факторов, который построен на принципах закона о спецоенке, с требованиями санитарного законодательства.


Кроме того, сама Методика проведения спецоценки, требуя от экспертов жестко выполнять ее положения, не вполне соответствует федеральному законодательству. Дело в том, что Классификатор вредных и опасных факторов, который применяется в ходе спецоценки (основного мерила показателей уровня факторов производственной среды) в большинстве своем не имеет ссылок на санитарные нормы.


Методика выступает основным и единственным документов, руководствуясь которым необходимо проводить спецоценку. В то же время она не отвечает ни одному критерию нормативного акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда. Они перечислены в пункте 2 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160. Это ставит ее в исключительное положение и оставляет открытым вопрос: будет ли полностью защищен результат работ, проведенный на ее основе, от успешного судебного обжалования?


Человеческий фактор


Не малую роль играет не только теоретическая квалификация экспертов по специальной оценки условий труда, но и их предыдущий опыт по оценке производственных факторов. Здесь существенное влияние оказывает привычка выполнять работу по ранее освоенным алгоритмам оценки условий труда.


Практическая работа экспертов в области оценки условий труда выявила ряд закономерных и наиболее часто встречающихся ошибок (стоит отметить, что сам факт наличия указанных недочетов если не существенным образом влияет на недостоверность результатов, то и ставит под сомнение квалификацию экспертов допущенных по результатам квалификационных испытаний до работ в области специальной оценки условий труда).


Характерные ошибки при спецоценке

Наиболее часто встречающиеся ошибки экспертов можно разделить на два основных типа:

Первый. Ошибки экспертов, обладающих многолетним опытом проведения оценки производственных факторов (те, кто проводил ранее аттестацию рабочих мест);

Второй. Ошибки начинающих экспертов, то есть тех, кто формально сдал квалификационный экзамен и допущен до работы. Среди них не редко встречаются специалисты, которые предоставили о себе недостоверные сведения.


Бывалые эксперты в целом допускают меньший объем ошибок, как при проведении работ, так и при подготовке итогового отчета по результатам специальной оценки условий труда. Тем не менее, избежать неточностей не могут. Вот их характерные ошибки:

1. Забывая о том, что спецоценка, в отличие от аттестации рабочих мест, направлена не на защиту работника от работодателя, а на защиту работодателя и государства от излишних в том числе финансовых затрат, в процессе идентификации эксперты пытаются «притянуть» максимальное количество вредных факторов. Имея ввиду, что тем самым будет подтверждено максимальное количества льгот и компенсаций. При этом они не всегда обращают внимание на Классификатор вредных и опасных факторов и Методику проведения спецоценки.

2. Эксперты, учившиеся по ГОСТ, СНиП, СанПиН, СН, СП измеряют среднесменное воздействие шума, игнорируя метод расчета, содержащийся в Методике проведения спецоценки.

3. Не правильно указывают на необходимость тех или иных льгот и компенсаций, руководствуются старыми нормативными актами, а не Трудовым кодексом.

4. Не указывают методики для непрямых измерений производственных факторов.


И это далеко неполный перечень «допущений» экспертов, которые искажают конечное документальное оформление отчета по спецоценке.


У начинающих экспертов ситуация существенно сложнее:

1. Не имея опыта работы «в полях», зная техпроцесс только по рассказам работников, идентифицируют недостаточное количество факторов.

2. Не имея понимания о мероприятии в целом, применяют для СОУТ неправильные нормы или даже неверные нормативные данные (устаревшие, не подходящие к данной отрасли).

3. Соглашаются декларировать рабочие места, которые не подлежат декларации.

4. По устному указанию руководителей лабораторий, пользуются нормативными документами, запрещенными (не разрешенными для применения) Методикой спецоценки.

5. Оценивают обеспеченность СИЗ, а не эффективность обеспечения ими.

6. При проведении измерений параметров шума неправильно выбирают стратегию измерений (не учитывают новые требования по шуму).

7. Не правильно, не корректно проводят идентификацию или совсем ее не проводят.


Допускают они и другие квалификационные и технические ошибки, которые приводят к искажению результатов спецоценки.


Пути решения проблемы ошибок при спецоценке


Чтобы снизить количество допускаемых ошибок и исключить часть из них, необходимо провести ряд мероприятий.

1. Определить единый порядок и подходы к реализации Методики проведения спецоценки, исходя из потребностей, в первую очередь, безопасных условий труда в зависимости от отраслей промышленности и сферы услуг. При этом необходимо вносить изменения в Методику, а не создавать новые нормативные акты.

2. Совершенствовать федеральный закон «О специальной оценке условий труда», не создавая других федеральных законов, регулирующих те же отношения.

3. Адаптировать и интегрировать санитарное законодательство СССР в действующую систему спецоценки.

4. Ввести процедуру дополнительной оценки профессиональных квалификационных знаний экспертов в Минтруде России.

5. Дифференцировать ответственность в области проведения специальной оценки условий труда.


1. Основные причины ошибок экспертов в ходе спецоценки кроются в недостатках и противроечивости законодательства и человеческом факторе.

2. Ошибки допускают как опытные эксперты, так и начинающие специалисты.

3. Природа ошибок зависит от квалификации и опыта работы. Более грубые ошибки допускают начинающие эксперты.

4. Чтобы исправить ситуацию, необходимо совершенствовать законодательство, адаптировать старые санитраные нормы, ужесточить требования к квалификации экспертов и дифференцировать ответственность за нарушения правил проведения спецоценки.


Автор: Коновалов Олег Юрьевич


Вернуться на главную страницу Комиссии по Охране труда