Что нужно сделать, чтобы малый и средний бизнес мог развиваться в новых экономических условиях? Об этом рассказал президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин в интервью «Вслух.ру».
— Александр Сергеевич, дайте, пожалуйста, свою оценку тому, как повлияет кризис на дальнейшее развитие экономики?
– Кризис — это новый виток в истории нашей страны. Элементы кризиса начали проявляться в конце2000-х. В 2014 году стало понятно, что та модель роста, которую страна успешно использовала больше десяти лет, себя исчерпала. Как мы тогда развивались? Высокие цены на энергоносители позволяли нам поддерживать высокий уровень доходов населения за счет социальных программ, повышения зарплат. То есть был серьезный потребительский спрос, плюс он раскручивал потребительское кредитование. За счет этого бизнес закупал относительно недорого товары, технологии, мы имели возможность дешево фондироваться на Западе. Такая модель работала около 12 лет, но начала давать сбой примерно в 2010 году. Большая волна экономического роста закончилась.
Сейчас, когда доходы от продажи энергоносителей упали (по нефти — в два раза, по газу — на 30%), нам нужна другая модель инвестирования, бизнеса, потребления. Чем отличается кризис от не кризиса? Только одним: в кризис люди перестают инвестировать, следовательно сворачивается производственная активность. Чтобы выйти из подобного состояния достаточно быстро и безболезненно, необходимо снова мотивировать бизнес инвестировать. Поскольку мы теперь не можем занимать средства под инвестиции на Западе, а восточные рынки только начинают открываться, нужно искать новую модель инвестирования средств в экономику.
— И какой же должна быть эта модель?
– В передовых регионах, к которым относится и Тюменская область, руководство, как и «Опора России», считает, что ключевая задача сегодня — развитие инвестиционной модели. В ней нет ничего сложного: нужно предоставить бизнесу дешевые длинные ресурсы. Модель может быть двухконтурной, то есть бизнес получает ресурсы под небольшой процент на длительный срок. Эти деньги, чтобы они сразу не уходили на валютный рынок, должны даваться только под инвестиционные проекты. Первые начинания уже есть. Так, в прошлом году создан фонд поддержки промышленности с уставным капиталом 20 млрд рублей, он будет предоставлять средства под проекты до 15 лет под 5% годовых. Созданы институты проектного финансирования, на что выделено около 20 млрд рублей, там можно будет получать деньги под 7% и тоже на длительный срок.
Такие инструменты нужно масштабировать, в том числе и на уровне регионов, создавать национальную гарантийную систему. Пока предпринимаемые шаги не имеют массового и серьезного явления. Это вопрос времени, скорее всего двух-четырех месяцев. Подвижки будут после государственного совета по развитию малого и среднего бизнеса, который состоится в конце марта. Модель нужно прописать, упаковать, объяснить и популяризировать, особенно среди молодежи. Замечу, что Тюменский регион является номером один в Российской Федерации по популяризации малого бизнеса среди молодежи.
— Насколько легко или сложно тюменский бизнес переживет кризис?
– У вас создан благоприятный бизнес-климат правительством, бизнес-объединениями. Крупных инвесторов практически водят за ручку, а мы хотим обратить внимание на то, что пора создать новый инструмент и обратить внимание на маленьких инвесторов, которые хотят инвестировать 5–10–15млн рублей. Для них пока в регионе не создали механизма работы. Поучиться можно у Татарстана, там уже есть опыт.
Как это работает? Создана программа промышленных площадок, их в республике уже 26. Человеку оказывается содействие в выделении площадки, подключении сетей, более того, первый взнос по лизингу, который он платит, компенсируется из республиканского бюджета. У людей нет страха начать бизнес. Перенимать опыт Татарстана надо быстро, нельзя стоять на месте. И еще раз отмечу: низкие цены на нефть – прекрасная возможность расчистить завалы, которые накопились на пути малого и среднего бизнеса за последние годы.
— Какие же это завалы?
– Остановлюсь на таком моменте: в прошлом году было принято около 65 изменений в КоАП. Это значит, что стало больше оснований для наложения штрафов, выросли сами размеры штрафов до 40, 80, 800 тыс. рублей. Административных барьеров стало больше.
— Одним из самых больных вопросов является налоговое бремя. «Опора России» продвигает инициативы налоговых послаблений. Что уже сделано?
– Вы правы, основной проблемой малого и среднего бизнеса остаются налоговые платежи. За 2013–2014 годы созданы предпосылки для увеличения налоговой нагрузки, но не во всех регионах. Были приняты очень жесткие законы, которые буквально с этого года будут изымать у бизнеса, малого и среднего в том числе, серьезные деньги. В ряде регионов введен налог на имущество от кадастровой стоимости. В Тюменской, Челябинской, Ульяновской и других областях сразу заявили, что этот налог введен не будет, пока не должным образом не проведут кадастровую оценку. Более того, малый и средний бизнес вообще не должен платить такой налог. В Москве, Московской области, где налог принят, бизнес получит крайне неблагоприятные условия для развития.
«Опора России» чувствует озабоченность предпринимателей. Мы собирали подписи в 2013 году за снижение страховых взносов. Мы убедили большое количество регионов отказаться от введения налога на имущество от кадастровой стоимости. Наши требования были частично учтены в антикризисном плане, принятом правительством России. Регионам дали право снижать ставку по упрощенной системе налогообложения с 6% до 1%. Понятно, что этой мерой нужно пользоваться очень аккуратно, но если регион видит точки роста, почему бы нет?
Мы надеемся, что будет принят новый специальный налоговый режим для самозанятых. Это была полностью инициатива «Опора России». Режим предполагает приобретение патента без открытия ИП. Это позволит вывести из тени большое количество самозанятого населения, которое сейчас работает вне правового поля. Помимо того, что люди не платят налоги, им может грозить уголовное преследование за незаконную предпринимательскую деятельность, они не могут пользоваться системой государственной поддержки. Нужно сделать так, чтобы самозанятому населению было выгодно работать «в белую». Предполагается, что все мероприятия, которые предлагает федеральный центр, будут реализованы и на уровне регионов.