В настоящее время Минфин России предлагает предоставить право субъектам Российской Федерации вводить налог с продаж с налоговой ставкой 3% или 5%. «ОПОРА РОССИИ» считает, что для принятия решения по данной проблеме необходимо оценить соотношение рисков, к появлению которых это приведет, и величину доходов, которую дополнительно получит бюджет.
Кроме того, рассматривая все инициативы во взаимосвязи, необходимо отметить, что повышение НДС с одновременным введением налога с продаж может привести к существенному повышению цен и резкому росту инфляции.
Расчет роста нагрузки (данные по итогам 2013 г. Росстат):
В соответствии с логикой налога с продаж, это налог, который взимается со стоимости реализованных товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации физическим лицам. Следовательно, это розничная торговля.
По данным Минфина России, реализация данной меры позволит повысить обеспеченность бюджетов субъектов Российской Федерации собственными доходами, увеличив доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015 году на 194,8 млрд. рублей, в 2016 году на 210,7 млрд. рублей, в 2017 году на 230,0 млрд. рублей.
Таким образом, указанные величины будут собраны с налогоплательщиков, в большей степени с розничной торговли.
В соответствии с предложениями Минфина России, в настоящий момент рассматривается целесообразность предоставления права субъектам Российской Федерации вводить налог с продаж в размере 3% в дополнение к уже существующему НДС.
Данная мера приведет к росту налоговой нагрузки на все предприятия розничной торговли и общественного питания.
Кроме того, введение указанного налога приведет к следующим проблемам:
1) неопределенность с объектом налогообложения;
2) неизбежность каскадного налогообложения товаров (работ, услуг), производственный цикл которых включает несколько стадий;
3) крайне неравномерное распределение доходов с налога с продаж между регионами.
Основная идея налога с продаж — облагать розничный оборот товаров (работ, услуг), реализуемых в адрес конечных потребителей.
Практика применения налога с продаж до 2003 года свидетельствует, что четко определить операцию по реализации в адрес «конечного потребителя» товара невозможно. Так, например, невозможно установить в магазине приобретает ли данный покупатель компьютер для себя или планирует его использовать в производственной деятельности.
Невозможность идентификации «конечного потребителя» означает, что невозможно определить корректно объект налогообложения. В свою очередь, это будет приводить к массовым случаям, когда комплектующие, облагаемые налогом с продаж, впоследствии будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих, то есть приведет к эффекту каскадирования. Т.е. налог начисляется на товар, стоимость которого уже содержит налог. Причем, чем больше степень переработки товара и чем больше стадий по его изготовлению, тем больше вероятность, что в его стоимости будет включено несколько сумм налога с продаж, начисленных на разных этапах производства.
Таким образом, введение налога с продаж помимо сложности в администрировании, связанной с идентификацией объекта налогообложения, будет предполагать повышенное налоговое обременение товаров — продуктов переработки.
Руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» Иван Ефременков: «Следует также обратить внимание, что основной розничный оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации — Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации.
Кроме того, объект налогообложения в данной конструкции не определен, что может привести к каскадному налогообложению. Например, в случае переработки один и тот же продукт будет подвергнут двойному налогообложению».
Отдельно стоит отметить, что при обложении всех розничных продаж без исключений, налогоплательщиками должны стать все субъекты предпринимательской деятельности.
В этой связи как упорядочить налогообложение плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которые не имеют обязанности вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику. Таким образом, данные налоговые режимы будут нуждаться в существенной доработке
В настоящее время субъекты малого предпринимательства занимают более половины сектора розничной торговли.
На основании изложенного, необходимо отметить, что введение налога с продаж приведет к увеличению налоговой и административной нагрузки.