«ОПОРА РОССИИ» разъясняет возможные последствия поправок в НК

1353

В ответ на заявление руководителя департамента экономической политики и развития Москвы Максима Решетникова, опубликованного в «Российской газете», в котором говорится, что последние бурно обсуждаемые нововведения в Налоговый кодекс не ведут к увеличению налоговой нагрузки на субъекты мсп и представляют «собой сугубо техническую корректировку действующих норм законодательства», «ОПОРА РОССИИ» заявляет, что говорить о сугубо техническом характере этих изменений, некорректно. 

На подписи у Президента Российской Федерации Владимира Путина находится федеральный закон, который вводит дополнительную обязанность для организаций, плательщиков УСН и ЕНВД, по уплате налога на имущество организаций с объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая, а не балансовая стоимость.  

Однако, некоторые чиновники и депутаты утверждают, что предусмотренные законопроектом нормы не ведут к увеличению налоговой нагрузки и представляют собой техническую корректировку действующих норм законодательства. 

Напомним, что с 1 января 2014 г. в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ в отношении отдельных объектов недвижимости налог на имущество организаций может исчисляться на основании их кадастровой стоимости по состоянию на 1-е число очередного налогового периода. 

Так, исходя из кадастровой стоимости, налог будет рассчитываться в отношении следующих объектов недвижимости: 

— административно-деловых центров и торговых центров (комплексов); 

— нежилых помещений офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; 

— объектов недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в России через постоянное представительство, либо объектов, не относящихся к деятельности иностранной компании в РФ через постоянное представительство (подп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). 

Кроме того, предусмотрено постепенное повышение верхней границы ставки: на 2014 г.: для Москвы — 1,5%, для остальных регионов — 1%; на 2015 г.: для Москвы — 1,7%, для остальных регионов — 1,5%; на 2016 г. и далее — 2%. 

Налог на имущество организаций, взимаемый по кадастровой стоимости, перечисляется в бюджет по месту нахождения такого имущества.

Действительно на 2014 год Закон г. Москвы от 20.11.2013 № 63 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон) распространяет указанный порядок на следующие объекты: торговые и офисные центры, объекты общественного питания и бытового обслуживания, площадью свыше 5 000 м, при налоговой ставке на 2014 год в размере 0,9%. 

Однако в соответствии с абзацем пятым части 2 статьи 1 Закона, который вступает в силу с 1 января 2015 года, будет также распространен на здания (строения, сооружения), которые в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ предназначены для использования или фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, без ограничения по метражу. 

Необходимо отметить, что Законом предусмотрены налоговые льготы субъектам малого предпринимательства в виде установления необлагаемой налогом величины кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере кадастровой стоимости 300 кв. м площади одного объекта (по выбору налогоплательщика). 

Обратим внимание на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в налоговое законодательство в конце 2013 г., законодательные органы субъектов РФ были наделены правом установить конкретные особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, а также налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы. 

В отличие от Москвы, Закон Московской области не снижает предельных показателей налоговых ставок, а также не устанавливает налоговых льгот. 

В свою очередь уже в принятых Законах на следующий год в отдельных субъектах ограничения по метражу намного ниже, чем в городе Москве. 

Так, например, Закон Кемеровской области от 26 ноября 2013 года №115-ОЗ «О внесении изменения в Закон Кемеровской области «О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области» устанавливает, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них. 

В свою очередь, Закон Амурской области от 29 ноября 2013 г. № 294-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О налоге на имущество организаций на территории Амурской области» распространяет новый порядок на такие объекты недвижимого имущества, как торговые центры общей площадью свыше 500 квадратных метров и помещения в них, и объекты недвижимого имущества иностранных организаций. 

Поскольку для субъектов Российской Федерации не установлены ограничения по критериям, в региональных законах могут быть установлены любые полномочия, в том числе и распространяющие новый порядок по налогу на имущество организаций на субъекты малого и среднего предпринимательства. 

Таким образом, говорить о том, что данные изменения носят технический характер и не отразятся на субъектах малого предпринимательства некорректно для всей территории Российской Федерации. 

Кроме того, обращаем внимание, что при рассмотрении проекта федерального закона во втором чтении он был серьезно концептуально изменен депутатскими поправками, которые не были публично обсуждены и не рассылались ни в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ни предпринимательскому сообществу.