Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту готовит соответствующие предложения в Правительство и ФАС РФ
На прошедшем заседании Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту участники обсудили реальные рычаги либо существенного ограничения, либо полной отмены индексации тарифов на грузоперевозки ОАО «Российские железные дороги» на 2016 год. Такой переворот, по мнению представителей бизнеса, возможен за счет альтернативных источников финансирования затратной части бюджета «РЖД». Только по предварительным подсчетам участников заседания, за счет предлагаемых нововведений по части осуществления закупок железнодорожная компания сможет сэкономить до 150 млрд рублей.
На текущий момент, «железная дорога» не в полной мере использует потенциал постановления Правительства РФ №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, услуг отдельными видами юридических лиц», которое предусматривает сквозную работу с бизнесом. Административные барьеры для участия в конкурсах и самостоятельное установление порядка и перечня товаров и услуг, где может участвовать малый и средний бизнес, должны остаться в прошлом, считают участники заседания
Практика закупок через «системных интеграторов», которые зачастую не имеют никакого отношения к производству поставляемой продукции, как раз и приводит к росту издержек.
«При росте тарифов на 5-10% ситуация с потерей груза не меняется – погрузка продолжит сокращаться, а постоянные затраты со стороны «РЖД» не уменьшаются. Это повлечет за собой аналогичную просьбу увеличения тарифов и через год. Этот «замкнутый круг» можно и нужно разрывать с пользой для поставщиков, хозяйствующих субъектов и самой железной дороги», — обособил проблему во время заседания руководитель Комитета «ОПОРА РОСИИИ» по транспорту Глеб Киндер.
Глава ФАС Игорь Артемьев, по словам руководителя Комитета «ОПОРЫ РОСИИ» по промышленности Николая Дунаева, поддержал инициативу общественников в «сдерживании аппетитов» таких компаний как «РЖД» в формировании тарифов.
Так как при детальном изучении действующих документов закупочной деятельности в сфере железнодорожного транспорта специалисты обнаружили ряд неточностей, которые «оправдывают» участие в действующей схеме интеграторов.
«Есть статья об антидемпинге. То есть тот, кто дает цену и по их собственной же разнарядке составляет 73%, к тому же имеет целых две защиты в отличие от того, кто берет ценой с аналогичным товаром. На практике все это выглядит однобоко – когда отчаивающийся предприниматель готов сотрудничать на любых условиях, его по этой статье не допускают. Кроме того, осложняет «изучение» «круговой поруки» и то, что формальную фактическую информацию для апеллирования получить от структур «РЖД» достаточно сложно», — прокомментировал текущую ситуацию с конкурсной документацией Николай Дунаев.
Комитеты «ОПОРЫ РОССИИ» уже сейчас готовы предложить «РЖД» реальных поставщиков, которые готовы к сотрудничеству и смогут снизить цену продукции до 40% за счет выхода на новый сегмент рынка и увеличения объема продаж. «РЖД», в свою очередь, за счет изменения закупочной схемы сможет не только привлечь новых игроков и контрагентов, но и сдержать текущее падение погрузки на железнодорожном транспорте . По данным Комитета по транспорту общественной организации только в августе 2015 года объем невыполненной отгрузки в полувагонах промпредприятий РФ составил 50 тысяч вагоноотправок. В долгосрочной же перспективе, по мнению общественных экспертов, новая тарифная политика напрямую будет способствовать оздоровлению экономики.
На текущий момент бюджетная инициатива общественной организации с указанием номенклатуры товаров и «административных лазеек» в законно-конкурсной базе, готова к рассмотрению со стороны ФАС и Правительства РФ.