28 октября в Общественной палате РФ состоялся мастер-класс по обмену лучшими практиками региональных отделений «ОПОРЫ РОССИИ». Мероприятие такого формата проходило впервые.
С основным докладом выступил Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. На примере Челябинского регионального отделения он рассказал коллегам об опыте создания экономически-состоятельного, успешного и профессионального подразделения. По мнению Александра Калинина, работу регионального отделения общественной организации вполне можно выстроить так, чтобы оно стало экономически-эффективным и даже выгодным. Помимо членских взносов и взносов членов регионального Совета в доходную часть бюджета включены поступления от партнеров и спонсоров. Постоянный доход Челябинского РО обеспечивается не столько за счет уровня взносов, сколько за счет количества членов регионального Совета, систематической работы с партнерами и рядовыми членами организации.
Если член организации перестает платить взносы, то из организации он исключается. При этом, неплательщик может рассчитывать на временную приостановку членства с последующим возобновлением, но только при условии качественной платежной дисциплины.
Уровень взносов членов регионального Совета также можно привести в пример остальным отделениям – сумма для каждого из них является вполне подъемной за счет количества человек, входящих в Совет: чем больше человек в Совете, тем меньше сумма взноса для каждого.
Общение с партнёрами и привлечение финансовых средств извне – непростая, но обязательная задача для исполнительной дирекции РО. Челябинское РО ежегодно проводит минимум 2 крупных мероприятия в регионе, на которых привлекаются коммерческие партнеры и спонсоры.
Сейчас в Челябинском РО насчитывается свыше 200 членов. При этом крайне необходимо общаться с этими людьми, уверен Александр Калинин. Объяснять, рассказывать и демонстрировать преимущества вступления в «ОПОРУ РОССИИ» – это позволяет привлекать новых членов и повышать лояльность нынешних.
Еще один секрет успеха Челябинского РО состоит в том, что у него нет единого городского отделения в областном центре. В Челябинске существуют 3 районных отделения «ОПОРЫ РОССИИ», которые располагаются в 3 из 7 районов города. По словам Александра Калинина, это обеспечивает равномерное распределение прав и обязанностей отделений внутри одного города – никто не перетянет одеяло на себя. Пока такая практика себя полностью оправдывает.
В качестве инструмента создания структуры организации могут быть использованы корпоративные СМИ. Успешный опыт продемонстрировало реготделение Московской области. По словам Вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ», председателя Московского областного регионального отделения Владислава Корочкина, все 24 местных отделения региона в равных долях участвуют в финансировании и распространении газеты «ОПОРЫ РОССИИ» в Подмосковье. Газета выпускается уже 5 лет, тиражом в 20000 экземпляров и завоевала себе достаточный авторитет. Сохраняя такую тенденцию, газета вполне может претендовать на статус самостоятельного печатного СМИ в ближайшие годы.
Председатель Саратовского отделения Юрий Романов поделился опытом создания и развития сети местных отделений. За 2,5 года в Саратовской области было создано 25 местных отделений, в каждом из которых сегодня насчитывается от 3 до 15 человек. Основной задачей, которую ставят перед собой саратовские опоровцы при создании местных отделений, стало вхождение представителей организации во все совещательные органы местных администраций. Несмотря на то, что муниципальная власть не всегда демонстрирует лояльность таким инициативам. Тем не менее, одним из основных векторов движения Саратовское РО выбрало именно конструктивное взаимодействие с властью на всех уровнях.
Председатель Ульяновского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Руслан Гайнетдинов рассказал о богатом и сложном опыте продвижения законодательных инициатив с регионального уровня, которое наработало Ульяновское РО. По словам регионального лидера, провести законодательную инициативу просто невозможно. «Мы собираем предложения, прорабатываем тексты, получаем одобрение и поддержку губернатора, «ОПОРЫ РОССИИ», АСИ, но все инициативы рубятся в правительстве», — говорит Руслан Гайнетдинов. Основной аргумент ведомств – недостаточное обоснование предлагаемых нововведений.
Руслан Гайнетдинов предлагает создать алгоритм проведения инициатив, который, возможно, позволит сократить путь от идеи до принятия. Для этого необходимо после детальной проработки законодательной инициативы заручиться поддержкой 10 регионов (в лице региональных отделений и губернаторов), президента «ОПОРЫ РОССИИ», а затем обеспечить участие представителей «ОПОРЫ РОССИИ» в слушаниях, проходящих в Госдуме и Совете Федерации.
Бурную дискуссию у участников мероприятия вызвал вопрос «Определение эффективности деятельности общественной организации», который освещал Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Азат Газизов. Чтобы определить эффективность организации, необходимо выработать критерии этой эффективности. К обсуждению Азат Газизов предложил четыре группы критериев: способность организации оказывать влияние на принятие политических решений, возможность содействия формированию благоприятной для предпринимательства нравственной среды в обществе, потенциал или уровень производства частных благ, вспомогательные критерии, определяемые формальными, материальными и социально-политическими признаками. Вопрос оказался слишком обширным, поэтому его обсуждение было решено продолжить в рамках Съезда «ОПОРЫ РОССИИ» и Форума «Малый бизнес: перезагрузка».
В своем выступлении исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин отметил низкую активность регионов при осуществлении организации экспертной работы. «Совершенно нет обратной связи, — подчеркнул он. – На рассылки, которые мы отправляем в регионы, нам приходит по 1-2 ответа». Это крайне затрудняет осуществление полноценного мониторинга ситуации с мсп по тому или иному вопросу. Многие председатели реготделений, объясняя свое бездействие, ссылались на сильную загруженность и большое количество приходящего спама. Однако отсутствие информации из регионов и возможности мониторить обстановку сводит на нет всю работу, которую проводит «ОПОРА РОССИИ» в части экспертной деятельности. Андрей Шубин предложил каждому региону составить список экспертов и тем, по которым они могут дать обратную связь, чтобы рассылки от «ОПОРЫ РОССИИ» приходили более адресно.
Отдельное выступление было посвящено информационной политике организации. Об особенностях взаимодействия со СМИ, подготовке комментариев и спикеров региональным лидерам рассказала заместитель руководителя пресс-службы «ОПОРЫ РОССИИ» Надежда Румак. Она подробно остановилась на тех аспектах, которые в первую очередь оказывают влияние на имидж организации, – компетентность экспертов, оперативность ответов, проработанная и согласованная с официальной позиция спикера. Единые правила и рекомендации для региональных отделений имеют особенную актуальность и в связи с тем, что часто спикеры с мест дают комментарии в федеральных изданиях.
Генеральный директор «ОПОРЫ-Кредит» Дарья Сунцова рассказала об организации Национальной предпринимательской премии «Бизнес-Успех», познакомила присутствующих с предварительным планом проведения конференций в регионах, а также выразила надежду на сотрудничество, поскольку качество проведения мероприятий в регионах во многом зависит от качественной работы реготделения.
Работе с партнерами, особенностям взаимодействия с коммерческими организациями и возможностям сотрудничества были посвящены выступления заместителя исполнительного директора «ОПОРЫ РОССИИ» Сергея Алексеева и исполнительного вице-президента Марии Щербаткиной.