Налог с продаж: в поисках альтернативы

1106

21 августа 2014 г. на площадке «ОПОРЫ РОССИИ» прошло расширенное заседание комитета по налогам, посвященное возможному введению налога с продаж.

 

На заседании присутствовал руководитель комитета Михаил Орлов, первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин, члены Президиума Алексей Небольсин, Андрей Андреев, член Президиума НП «ОПОРА» Кирилл Дмитриев, член Правления НП «ОПОРА» Сергей Кузнецов, руководители региональных налоговых комитетов, представители торговых сетей, представители региональных отделений.

«ОПОРА РОССИИ» поддержала инициативу РСПП о формировании единой позиции предпринимательского сообщества в отношении возможного введения налога с продаж и возникающих в связи с этим рисков и угроз. В рамках заседания была выработана консолидированная согласованная позиция: согласиться с позицией РСПП и поддержать все обозначенные аргументы и риски.

Также  эксперты подчеркнули необходимость обратить внимание на следующие важные для малого и среднего предпринимательства замечания: 

1)      неопределенность с объектом налогообложения;

Основная идея налога с продаж — облагать розничный оборот товаров (работ, услуг), реализуемых в адрес конечных потребителей.  В настоящее время субъекты малого предпринимательства занимают более половины сектора розничной торговли (по данным Росстата по итогам 2013 г. 1518206 единиц).  Практика применения налога с продаж до 2003 года свидетельствует,  что четко определить операцию по реализации в адрес «конечного потребителя» товара невозможно. Так, например, невозможно установить в магазине, приобретает ли данный покупатель компьютер для себя или планирует его использовать в производственной деятельности. 

2)      неизбежность каскадного налогообложения товаров (работ, услуг), производственный цикл которых включает несколько стадий;

Невозможность идентификации «конечного потребителя»  означает, что невозможно определить корректно объект налогообложения. В свою очередь, это будет приводить к массовым случаям, когда комплектующие, облагаемые налогом с продаж, впоследствии будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих. Причем, чем больше степень переработки товара и чем больше стадий по его изготовлению, тем больше вероятности, что в его стоимости будет включено несколько сумм налога с продаж, начисленных на разных этапах производства. Таким образом, налог с продаж неизбежно приведет к эффекту каскадирования налога, что неизбежно приводит к значительному увеличению конечной цены. Следовательно, налог с продаж помимо сложности в администрировании, связанной с идентификацией объекта налогообложения, будет предполагать повышенное налоговое обременение товаров — продуктов переработки. 

3)      крайне неравномерное распределение доходов с налога с продаж между регионами;

Следует также обратить внимание, что основной розничный торговый оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации — Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации и не выполнит задачу по увеличению доходности региональных бюджетов.     

Кроме того, объект налогообложения в данной конструкции не определен, что может привести к двойному налогообложению, а в случае, когда реализация в отношении подакцизные товары, то тройному налогообложению. 

4)      определение розничного оборота приведет к необходимости к возврату контрольно-кассовой техники для плательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) и патентной системы налогообложения (далее – ПСН), что существенно увеличит финансовые затраты предпринимателей, в частности, из-за необходимости приобретения и обслуживания контрольно-кассовой техники.

Отдельно стоит отметить, что при обложении всех розничных продаж без исключений, налогоплательщиками должны стать все субъекты предпринимательской деятельности. В этой связи неясно, как упорядочить налогообложение плательщиков, применяющих ПСН или ЕНВД, которые не имеют обязанности вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику. Таким образом, данные налоговые режимы будут нуждаться в существенной доработке.