Надзор отделят от контроля?

1047

На последнем совместном заседании Общественного совета при Министерстве экономики РФ и Экспертного совета при Правительстве РФ обсуждался проект Концепции проекта федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации».

По итогам заседания был принят ряд важных решений по доработке проекта Концепции. Так, участники заседания рекомендовали дать четкое определение понятиям «контроль» и «надзор». Детальная проработка этих определений позволит избежать их произвольной трактовки и наложения необоснованных ограничений на предпринимательскую деятельность.  

По словам Первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Владислава Корочкина, в результате длительных переговоров удалось убрать скобки и поставить запятую между этими понятиями: «Разграничение этих определений – принципиальный момент. Два совершенно разных вопроса — исследование фактического состояния определенных объектов или протекания определенных процессов на предмет наличия угроз безопасности (контроль) и рассмотрение вопроса о факте неисполнения конкретным лицом требований законодательства, то есть нарушения закона (надзор) у нас долгое время были смешаны. Это приводило к ряду негативных последствий. Во всем мире эти понятия разделены».

По мнению Владислава Корочкина, «контроль» должен включать только установление фактического состояния дел, оценку степени его соответствия параметрам нормативно установленной модели и, в случае необходимости –констатацию факта несоответствияЕдинственная цель «контроля» в таком понимании – констатация безопасности ситуации или установления степени её опасности. В то время как «надзор» включает постановку вопроса об ответственности за нарушение требований законодательства. А путь решения этого последнего вопроса должен вести через прокурора к судье. Отсюда вывод: «надзор» – это «надстройка», следующий шаг по итогам контроля. Причём шаг необязательный.

Контроль – общее дело госоргана и предпринимателя. Они в равной степени заинтересованы в обеспечении безопасности, в минимизации угроз и исключении возможностей причинения вреда.

Надзор – ситуация, в которой они оказываются по разные стороны баррикад. Вся масса злоупотреблений в этой сфере основана на смешении этих несовместимых категорий. 

Вместе с этим, рекомендовано рассмотреть вопрос о возможности внедрения развития альтернативных негосударственных механизмов контроля: общественного контроля, саморегулрирвоания участников рынка, страхования рисков, гражданско-правовых методов урегулирования споров.

Отдельного внимания и детального раскрытия требует один из принципов деятельности надзорных органов, прописанных в Концепции, а именно «бизнес, который совершает грубые нарушения, приведшие к существенному ущербу, должен оперативно выявляться и нести пропорциональные совершенным им нарушениям и значимые для него санкции».

Протокол заседания