Государственные контракты под общественным контролем

1328

9 апреля в пресс-центре ВГТРК состоялась пресс-конференция, посвященная изменениям законодательства в сфере государственного заказа, в рамках которой Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Бречалов рассказал о проекте Общероссийского народного фронта «За честные закупки».

Уже три месяца госзакупки в России регулирует новый закон ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Своими первыми впечатлениями о работе закона поделились директор Форума-выставки «Госзаказ» Андрей Садофьев, Заместитель председателя комитета ГД по экономической политике Виктор Климов, Генеральный директор «РТС-тендер» Виктор Степанов и Председатель правления «Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам» Лидия Никифорова.

Новые правила игры, по которым теперь будут действовать все участники колоссального по объемам рынка госзакупок, вызывают бурные дискуссии и обоснованные волнения как заказчиков, так и поставщиков. В первую очередь, экспертов беспокоят масштабные изменения, которым подвергнутся все элементы системы госконтракта – от компетенций специалистов, работающих в ней, до технического функционала вспомогательных систем. По словам Виктора Климова, трудности в переходном периоде неизбежны, подстраиваться придется долго. Однако система работает и это неоспоримый факт. «Безусловно, нужно встречаться с регионами, проводить круглые столы, конференции, разъяснять особенности нового формата работы. Но говорить не о том, как сложно перейти на новую систему, а о том, что есть реальная практика, на которую надо опираться», — подчеркнул Виктор Климов.

По словам Виктора Степанова, руководителя одной из 5 аккредитованных государственных электронных площадок, Члена Президиума «ОПОРЫ РОССИИ», за 4 года была создана инфраструктура, полностью удовлетворяющая потребности электронных торгов. На сегодняшний день в электронных госзакупках участвуют 200 тысяч заказчиков, 300 тысяч поставщиков, ежегодный оборот электронных закупок на пяти площадках составляет порядка 5 трлн рублей. К системе электронных торгов подключены финансовые инструменты: специализированные кредитные продукты, банковские гарантии. Активно внедряется система комплексного скоринга контрагента, позволяющая оперативно проверить компанию-поставщика на надежность.  

С учетом всего вышесказанного роль общественного контроля в системе госзакупок сложно переоценить. Проект ОНФ «За честные закупки» был создан как максимально открытая площадка, в работе которой может принять участие любой желающий — специалист или просто неравнодушный. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте http://zachestnyezakupki.onf.ru/ и сообщить о сомнительной закупке. Как отметил Александр Бречалов, с сентября прошлого года, когда состоялся запуск проекта, были выявлены сомнительные закупки на миллиарды рублей. На сегодняшний день в реестре проекта «За честные закупки» насчитывается «сомнений» на 150 млрд рублей. «Проект «За честные закупки» реально демонстрирует, как можно от стенаний «кто виноват и что делать» перейти к реальному формату борьбы с воровством и растратами», — подчеркнул Александр Бречалов.

Каждое сообщение о сомнительных закупках тщательно проверяется и отрабатывается, информация направляется в ФАС, поэтому качество анализа присылаемых обращений не подлежит сомнению.

Все участники пресс-конференции сошлись во мнении, что общественный контроль позволит новой системе госзакупок ответить на поставленные перед ней задачи.