Круглый стол «Производство российских товаров. Проблемы сбыта и поиска покупателя» прошел 19 января 2016 г. в рамках предпринимательского форума «Малый бизнес – национальная идея?».
Мероприятие подобной тематики вошло в программу форума впервые. «Проблемы, с которыми сталкиваются сегодня субъекты малого и среднего предпринимательства, работающие в сфере несырьевого производства, и необходимость решения этих проблем побудили нас организовать обсуждение в данном формате», – пояснил модератор круглого стола Николай Дунаев, руководитель Комитета по промышленности «ОПОРЫ РОССИИ».
В сфере внимания участников круглого стола оказались вопросы доступа малых и средних предприятий к госзакупкам, их взаимодействия с государственными корпорациями и крупным бизнесом, определения российских товаров, международного признания результатов сертификации, защиты интеллектуальной собственности, раскрытия и развития экспортного потенциала, поддержки отечественных производителей, многие другие.
По словам вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Азата Газизова, результаты независимых аналитических исследований свидетельствуют, что именно вопрос сбыта продукции и получения заказов, а не ограниченный доступ к источникам финансирования является для предпринимателей ключевым, особенно в условиях падения рынков.
Генеральный директор Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александр Браверман не согласился с выступающими. По его мнению, рынок сбыта есть. Сегодня все госкорпорации обязаны размещать 10 % своих закупок у малого и среднего бизнеса. Этот объем оценивают в 1,7 трлн рублей. Однако, по мнению Александра Бравермана, проблема в том, что нужен высокотехнологический продукт, а отечественные предприниматели не готовы его производить.
Корпорация на постоянной основе осуществляет сотрудничество с крупнейшими заказчиками по данному вопросу – к настоящему времени подписаны соглашения о взаимодействии с ОАО «НК «Роснефть», ГК «Ростех», ОАО «РЖД», ГК «Росатом», ФГУП «Почта России», ПАО «Ростелеком», ПАО «Россети», а в 2016 году подписание таких соглашений планируется со всеми 35 заказчиками, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень. В результате совместной работы Корпорации и заказчиков номенклатура закупок у субъектов МСП расширена в 2,5 раза (на 149 %). «Таким образом, в настоящее проблемы сбыта внутри нет, есть проблема предложения, – отметил А.Браверман, отвечая на вопросы участников круглого стола. – Крупнейшие заказчики представили планы закупок у субъектов МСП на 2016 год на общую сумму 139 млрд. руб. и обнародовали номенклатуру высокотехнологичной продукции — 21 тыс. позиций». Глава АО «Корпорация «МСП» отметил необходимость дальнейшего поступательного движения в вопросах обеспечения соответствия спроса и предложения, а также создания дополнительных стимулов для сотрудничества крупных заказчиков с малым и средним бизнесом, в том числе за счет формирования базы надежных и ответственных поставщиков – для реализации данных целей Корпорация совместно с крупными заказчиками и органами госвласти будет заниматься «довыращиванием» малых и средних поставщиков. Также Корпорация продолжит работу по проведению оценки и мониторинга соответствия проектов планов закупок крупнейших заказчиков в целях обеспечения ежегодной доли закупок у субъектов МСП.
Главным итогом мероприятия можно считать двухчасовой диалог представителей предпринимательского сообщества и власти. В работе круглого стола также приняли участие Олег Бочаров, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Владимир Груздев, губернатор Тульской области, Григорий Ивлиев, руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Виолетта Комиссарова, и.о. Министра промышленности и малого предпринимательства Калужской области, Василий Осьмаков, директора Департамента стратегического развития Минпромторга России.