ФАС России и «ОПОРА РОССИИ» подвели итоги и определили приоритеты совместной работы

1276

18 апреля 2016г. в Федеральной антимонопольной службе РФ состоялось совместное заседание Президиумов «ОПОРЫ РОССИИ» и НП «ОПОРА» и Президиума ФАС России, на котором были подведены итоги работы за прошедший год и определен вектор совместных действий на 2016 год.


Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин подчеркнул дружественный формат встречи и поблагодарил всех сотрудников ФАС России за совместную работу: «У нас традиционно сложились конструктивные отношения с ФАС России. Основные вопросы, которые мы оговаривали на последней встрече в сентябре — это вопросы о торговле, ПЭТ-упаковке, конкуренции в сфере страхования, арендных ставках, тарифообразовании в сфере транспорта, энергетики, тепла активно прорабатывались, некоторые еще остаются в работе».

Глава «ОПОРЫ РОССИИ» заверил, что исполнение совместного протокола держится в «ОПОРЕ РОССИИ» на контроле. Работа продолжается, чтобы шаг за шагом конкуренция российского рынка развивалась.

Руководитель антимонопольного ведомства Игорь Артемьев согласился, что обе стороны выполнили все договоренности, намеченные на встрече в сентябре. «Мы находимся в тесном диалоге с «ОПОРОЙ  РОССИИ» по всем вопросам, которые еще остаются  в работе», — подчеркнул Игорь Артемьев.

Председатель попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов также поблагодарил сотрудников ФАС России за открытый диалог и совместную работу. По его мнению, работа ФАС России должна быть оценена по самой высшей шкале.

«Проблема не в доминировании какого-либо юридического субъекта на рынке, а в злоупотреблении этим доминированием. И мы совместно должны бороться против подобного рода явлений. Именно так мы сможем построить цивилизованный рынок. Давайте попробуем использовать механизм коллективной ответственности ФАС России и «ОПОРЫ РОССИИ» по всем болевым вопросам, если уж к нашему мнению прислушивается правительство», — подчеркнул Сергей Борисов.

На совещании отмечалось, что стороны сблизили свои позиции по ряду волнующих бизнес вопросов. Представители «ОПОРЫ РОССИИ» имели возможность не только поделиться своими проблемами с главой ФАС России, но и получить быстрый ответ или предложение по волнующей тематике в режиме живого диалога.

К примеру, как озвучил Игорь Артемьев, ФАС России намерена инициировать введение принудительного лицензирование лекарственных препаратов и медицинских изделий. «Наша инициатива касается только тех случаев, когда фармацевтическая компания — патентообладатель лекарства — отказывается поставлять на российский рынок уникальные лекарства или многократно завышает цену на такое лекарство», — пояснил Артемьев.

Руководитель ведомства отметил, что такая практика существует во всем мире, и что нормы принудительного лицензирования были заложены в Гражданском Кодексе РФ еще в 2000 году. По его мнению сегодня необходимо разработать только соответствующие правила проведения данной процедуры.

«Норма принудительного лицензирования широко использоваться не будет, мы не хотим снизить инвестиционную привлекательность России. Мы написали соответствующий проект закона, который хотим предложить к принятию. Даже, если патентообладатель не хочет поставлять лекарство, все равно ему причитается соответствующая плата по рыночной стоимости», — уточнил Игорь Артемьев.

Также одной из основных задач ФАС России является применение в своей практике превентивных мер, то есть действовать на опережение монополизации и слиянии рынков. Если доля на рынке одного лица становиться больше 50%, то собственник, как правило, становится владельцем рынка и обладает возможностью установить цену на рынке. Потребитель от этого кроме повышения цен не получит ничего.

Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин обратил внимание на механизм закупок у регионов: «В первую очередь это закупки крупных инфраструктурных компаний, которые искусственно организовываются таким образом, что победить может только «свой».

Игорь Артемьев объяснил подобную ситуацию планомерным разрушением системы госзаказа, несмотря на все усилия антимонопольного ведомства и общественных организаций по защите малого бизнеса. «Мы боролись за защиту малого предпринимателя, и этот спор выиграли чиновники. Чиновник сегодня спокойно может снять любую компанию с торгов. В плане решения этого вопроса, мы надеемся на совместные действия с «ОПОРОЙ РОССИИ», — пояснил Игорь Артемьев.

Продолжая тему госзакупок, член Президиума «ОПОРЫ РОССИИ», исполнительный директор Ассоциации Электронных Торговых Площадок Илия Димитров подчеркнул, что необходимо развивать систему электронной торговли, переводя все процедуры в электронный вид. «Мы хотели, чтобы в этом процессе приняло участие бизнес-сообщество, поскольку этот вид торгов должен быть максимально прозрачен», — подчеркнул Илия Димитров. Его поддержал вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», генеральный директор «РТС — Тендер» Виктор Степанов, который предложил внести в 223-ФЗ реестр банковских гарантий.

Комментируя вопрос, Игорь Артемьев подчеркнул сложность перевода торгов на электронные рельсы, поскольку правительство выделило всего 5 площадок на все торги, с установкой специальных  ограничений. Но работа в этом направлении ведется. А именно ФАС России и общественные организации по защите прав малого и среднего предпринимательства имеют общий план работы над  подготовкой поправок в 44-ФЗ о закупках для государственных и муниципальных нужд и в 223-ФЗ о закупках госкомпаний и субъектов естественных монополий.

Член Президиума «ОПОРЫ РОССИИ», Президент Группы Компаний «Премьер» Николай Циганов, поднял вопрос о закупках в сфере строительства. Сегодня крупные заказчики предъявляют либо слишком завышенные требования к продукции, либо слишком заниженные. И то и другое, делается с единственной целью — отсечь нежелательного поставщика. «Направляя жалобу в ФАС России, мы столкнулись с одним нюансом, специалисты ведомства смотрят на вопрос с юридической точки зрения. К сожалению, нет узкопрофильного специалиста, который бы дал ответ — влияют ли подобные требования на «отсечение» подрядчика на этапе закупок», — поделился Николай Циганов.

Вопрос о закупках у малых компаний продукции крупными сетями поднял вице — президент Максим Каширин: «Сломать эту стенку очень сложно, по- прежнему, пробиться в крупные сети малым поставщикам практически невозможно. О каком импортозамещении можно говорить, если мы никак не можем занять эту нишу». Помимо этого, ко всем налогам и сборам в этой сфере прибавилась новая индустрия контроля за оборотом товаров, это фактически налог с оборота, что предусматривает дополнительную финансовую нагрузку на малый бизнес, желающий торговать в супермаркетах.

Игорь Артемьев согласился со сложностью задачи и пообещал пересмотреть все позиции ведомства по проблемам торговли МСБ в крупных сетевых магазинах. По его мнению, необходимо вносить изменения в законодательные акты, а также смотреть границы доминирования сетей и размеры  их бонусов.

Тему торговли продолжил вице-президент НП «ОПОРА» Владлен Максимов: «Все стремятся торговать именно через крупные сети, поэтому так плохо развиты другие форматы торговли. В октябре 2014 года прозвучала инициатива о возвращении подакцизных товаров в нестационарные объекты торговли. Часть ведомств поддержала, но «воз и ныне там», и мы очень ждем от ФАС России определенных инициатив в этом направлении».

На заседании звучала и хорошо известная всем тема о запрете ПЭТ-упаковки для слабоалкогольных напитков. Член Президиума НП «ОПОРА», исполнительный директор НП «Объединение участников Пивобезалкогольного рынка» Камаль Лебедев выразил надежду, что совместная работа по этому вопросу будет продолжена. «Мы уверены, что это спланированная акция. Все аргументы, которые приводят сторонники этого введения, не выдерживают никакой критики. Я вижу единственный выход из ситуации – это наладить конструктивный диалог со структурами, поддерживающими данную инициативу», — подчеркнул Камаль Лебедев.

Игорь Артемьев согласился с нашим коллегой, что тема инспирирована заинтересованными структурами и необходимо работать дальше, чтобы не допустить узурпирования рынка производства тары.

«Мы против ограничений, которые инициированы в личных интересах. В данной ситуации я бы рассмотрел возможность возбуждения дела по статье об ограничении конкуренции», — высказался глава ФАС России.