Эффективный диалог малого и среднего бизнеса и власти: стороны обсудили приоритетные направления развития транспортной системы России

1168

Как в наступившем 2016 году выстроить взаимовыгодное сотрудничество между малым и средним бизнесом и государством обсудили ключевые персоны транспортной сферы РФ на круглом столе в рамках Всероссийского предпринимательского форума «Малый бизнес – национальная идея?» 


Идея, вынести тему «Взаимодействие и партнерство государства с МСП в транспортной отрасли» на круглый стол форума «ОПОРА РОССИИ», принадлежала председателю Комитета по транспорту общественной организации предпринимателей Глебу Киндеру. Он же выступил главным организатором и модератором сессии.

«Такой формат общения позволяет выйти на качественно новый уровень с Министерствами, с федеральными агентствами и госкомпаниями. Так, на сегодня Министерство транспорта РФ одно из немногих ведомств, где на системной основе работает Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства. Это постоянная площадка позволяет эффективно общаться субъектам бизнеса с представителями власти», — сообщил о практике привлечения субъектов МСП к формированию и реализации государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса в начале дискуссии Глеб Киндер.

Первый тематический блок обсуждения на сессии — взаимодействие и сотрудничество «ОПОРА РОСССИИ» с Министерством транспорта Российской Федерации. Стороны смогли высказать свои предложения по созданию комфортных условий для развития данной категории бизнеса.

Первый заместитель министра транспорта Евгений Дитрих сообщил, что Минтранс совместно с Минфином в настоящее время прорабатывают для владельцев транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12-ти тонн механизм вычета из начислений транспортного налога суммы, уплаченной «большегрузами» за проезд по федеральным трассам.

«В соответствии с указаниями президента на сегодняшний день ведется работа над целым рядом улучшений по работе этой системе, в том числе улучшений нормативных. По этому поводу есть определенные указания. Мы их намечаем выполнить в первом квартале 2016 года», — отметил замминистра.

Начальник Управления правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства Росавтодора Елена Семенова отчиталась об итогах работы «Платона». С 15 ноября 2015 года системой взимания платы уже собрано для перечисления в Федеральный дорожный фонд более 2,4 млрд рублей.

«В данное время сбоев системы «Платон» практически не фиксируется. Уверен, что в первый квартал текущего года она окончательно войдет в рабочий режим. А методика по пересчету транспортного налога будет в скором времени принята и перевозчики получат по сути его обнуление», — поддержал представителей Минтранса Глеб Киндер.

Также одной из обширных тем дискуссии круглого стола стал вопрос расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и госкомпаний.

Сегодня, по мнению участников мероприятия, государство активно работает над доступом МСП к закупкам по федеральным законам №44-ФЗ и №223-ФЗ: упрощаются процедуры и уменьшается количество электронных площадок.

Татьяна Демидова начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС РФ рассказала о новых тенденциях, которые коснутся предпринимателей в 2016 году и о планах работы главного регулятора.

«С этого года у нас должен заработать в полном объеме Постановление Правительства РФ, увеличивающее объемы госзакупок, осуществляемых малым и средним предпринимательством. Совместно с «Корпорацией МСП» выводы по каким-то возникающим проблемам сможем сделать по итогам этого года. Есть определенные опасения.  Так, мы планируем заняться в этом году совместно с Минэкономразвития проработкой вопроса, связанного с отсутствием в законодательстве запрета на закупку в качестве субподрядчика из числа малого и среднего предпринимательства компаниями аффилированными с федеральным подрядчиком. Есть риски, поэтому я считаю необходимым детально проработать данный вопрос», — заявила представитель Федеральной антимонопольной службы.

В 2015 году 17,6% объема госзаказа Росавтодора пришлось на долю малого бизнеса, сообщил глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. Доля МСП в закупках ОАО «РЖД, по данным, которые озвучили представители холдинга, выше чем планировало для монополии Правительство РФ.

«Мы готовим сейчас предложения для «Корпорации МСП», как мы видим способы, как пригласить тот самый малый бизнес. А они, возможно, попробуют его организовать. Или по крайней мере донести до тех людей, которые хотят заняться бизнесом, что такая возможность существует, и оказать возможную посильную поддержку», — прокомментировал работу компании в данном направлении вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Чабунин.

Кроме того, холдинг планирует, что после инновации, наибольшую долю составят именно контракты МСП на сумму до 10 млн рублей.

«Компанией принято решение о передаче закупок на сумм до 10 млн рублей в регионы, непосредственно по месту оказания услуг, выполнения работ и поставки товаров, где они будут потребляться. Очень надеемся на то, что это вызовет существенный интерес у местных поставщиков, у местных производителей и послужит определенным рычагом развития», — сообщила начальник Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» Ирина Митичкина.

Еще один важный момент для малого и среднего бизнеса, работающего в транспортной системе РФ — это готовность «РЖД» развивать новые малые предприятия на своей инфраструктуре, которая в данный момент в полной мере не задействована в производственно-хозяйственной деятельности компании. Так, холдинг готов выделять по мере поступления инициативы со стороны предпринимателей определенные объекты, чтобы на их базе формировались  и развивались мощности малых и средних предприятий.

«Опора России» совместно с «Корпорацией  развития МСП» как координатора данной работы будет помогать госкомпаниям «доработать»  методику и необходимые инструменты, а также посодействует в ликвидации остаточных административных барьеров, чтобы большее количество предпринимателей могло осуществлять работу. В текущей работе на первом месте – определение перечня товаров, работ и услуг, которые закупают госкомпании у МСП. Этот документ действительно требует доработок, перечень необходимо существенно расширять. Думаю, что в скором времени мы с коллегами из компаний с госучастием найдем взаимовыгодные подходы», подвел промежуточный итог Глеб Киндер.

Еще один тезис круглого стола – необходимость субсидирования  промышленных предприятий малого и среднего бизнеса для обеспечения их погрузочными ресурсами, во избежание прогнозируемого дефицита железнодорожного подвижного состава.

По словам начальника Управления регулирования транспорта ФАС Дмитрия Рутенберга, подобные субсидии необходимы, но поддержка спроса на грузовые вагоны потребует 2-3 млрд рублей в год. По оценкам Минтранса, запрет продления эксплуатации, который вступил в законную силу с 1 января текущего года, позволит отставить от эксплуатации в 2016 г. всего 125 тысяч вагонов специального подвижного состава. 

В завершении сессии участники обсудили вопрос функционирования специализированного автомобильного транспорта и проблему с его «перегрузом».

«По вопросу весового контроля Комитет по транспорту «ОПОРА РОССИИ» готовит предложения в Минтранс России по уточнению определения весовой нагрузки полной массы транспортного средства. На наш взгляд, есть неточности в методике, которая сейчас утверждена. Особенно это касается строительной техники, так как из-за «неделимости» в ряде случаев у данного вида ТС нагрузка на ось превышает допустимое значение. И значительно увеличивает стоимость эксплуатации данных механизмов», — резюмировал Глеб Киндер.

Подводя итоги сессии, участники круглого стола «Взаимодействие и партнерство государства с МСП в транспортной отрасли» отметили необходимость подобных встреч и сошлись во мнении, что государство или компании с его участием, а также регуляторы, должны ставить перед собой в первостепенных задачах развитие малого и среднего бизнеса как двигателя современной российской экономики. Особенно, это касается транспортной отрасли, которая является традиционной нишей для предпринимателей.