АНТИКРИЗИСНЫЙ МОНИТОРИНГ «ОПОРЫ РОССИИ»

1125

«ОПОРА РОССИИ» представляет итоги антикризисного мониторинга субъектов малого и среднего предпринимательства в России. В опросе приняло участие 400 субъектов МСП различных видов экономической деятельности. У 55% респондентов средняя численность работников  составила от 1 до 15 человек, у 34 % — от 16 до 100, а 5 % — самозанятых. У большинства индивидуальных предпринимателей (67%) и юридических лиц (49,5%) средняя численность работников составляет от 1 до 15 человек.

Если судить в целом, то треть опрошенных субъектов МСП негативно оценивают состояние своего бизнеса, около половины (45%) не могут дать ни положительную, ни отрицательную оценку.

В то время как в перспективе половина респондентов пессимистично настроена относительно состояния своего бизнеса на ближайший месяц, и лишь 29% считаю, что состояние улучшится.

Мониторинг показал, что для большинства субъектов МСП (71%) сокращение издержек является основным приоритетом на ближайший месяц. Сокращать персонал собираются 25% респондентов, расходы на заработную плату – 24%. Помимо вышеуказанных приоритетов субъекты МСП собираются изменить ассортимент (29%), провести переориентацию бизнеса (24%), привлечь заемные средства (24%) и проч.

 

Кризис вызывает изменения во внешнем окружении компаний, связанные с доступностью финансовых средств, персонала и недвижимости, поведением покупателей и поставщиков, административным и криминальным давлением. Изменения во внешнем окружении затрагивают различные аспекты деятельности самих компаний: меняются объемы продаж и рентабельность, компании реагируют изменением численности и зарплат сотрудников, изменяют отпускные цены и объемы задолженностей.

Почти треть (28%) предпринимателей сократили численность своих работников.  Уровень заработной платы сократился у 28% субъектов МСП, против роста лишь у 11%. Вместе с этим, о проблеме поиска производственного персонала говорит 66% опрошенных предпринимателей, при этом ситуация за последние три месяца не менялась в 60% случаев, а ухудшилась в 21%.

При увеличении отпускных цен на товары и услуги и снижении объема продаж у 60% респондентов, в свою очередь рентабельность товаров и услуг сократилась у 73% респондентов.

 

В сложившейся ситуации 23% субъектов МСП имеют просроченные платежи и задолженности преимущественно перед поставщиками, по аренде и коммунальным платежам, по налогам и проч. При этом критичными задолженностями респонденты считают задолженности перед поставщиками и задолженности по заработной плате. В целом за последние три месяца у 36% опрошенных субъектов МСП наблюдался рост просроченных платежей (только у 6% сократился).

Более половины (63%) респондентов отмечают наличие задолженности по платежам со стороны покупателей. При этом только 19% оценивают объем данных задолженностей как значительный и огромный, но 44% — как небольшой и умеренный. В целом данный объем за последние три месяца у 32% предпринимателей увеличился, сокращение наблюдали только 12 % респондентов.

Мониторинг выявил три основные проблемы для предпринимателей в сложившейся экономической ситуации:

  1. ослабление рубля и инфляция;
  2.  спад спроса на продукцию;
  3. дефицит финансовых ресурсов.

При этом необходимо отметить, что более половины предпринимателей (53%) оценивают спрос как умеренный, и только 28% — как достаточно и крайне низкий. Вместе с тем, сокращение спроса на товары и услуги за последние три месяца наблюдалось у 61% опрошенных предпринимателей.

Треть респондентов (31%) привлекали заемные средства в последние несколько месяцев, однако трети из них (29%) отказали в выдаче кредита: половине банк не указал причину отказа, в четверти случаев компания не смогла предоставить необходимый залог или достаточные гарантии возврата кредита. Важно отметить, что более половины (73%) опрошенных предпринимателей, которые привлекали заемные средства, считают, что сейчас это сделать сложно или практически невозможно.

Большинство опрошенных предпринимателей (80%) отмечают увеличение ставки по кредитам за последние три месяца. Средняя ставка по кредиту составила 23,5%. При этом минимальная ставка составила 7%, а максимальная – 45%. Максимальный срок кредитования составил 10 лет, в то время как минимальный – 1 месяц. В среднем данный показатель составил 3 года.

 

Большинство опрошенных предпринимателей (57%) говорят о высоких ценах на продукцию поставщиков. Одновременно с этим 86% респондентов наблюдали рост цен на продукцию и услуги поставщиков за последние три месяца. По мнению трети опрошенных субъектов малого и среднего предпринимательства (35%) условия поставок, предлагаемые поставщиками, оцениваются как жесткие и очень жесткие, против 18%, которые отметили их как гибкие и очень гибкие. Вместе с этим, в 55% случаев за последние три месяца данные условия ужесточились, а смягчились в 5%.

Стоимость арендных платежей выросла для трети опрошенных предпринимателей (39%), при этом снижение отметили только 7% субъектов МСП.

Ситуация с конкуренцией обстоит следующим образом: 66% респондентов говорят о сильной конкуренции в своих отраслях, при этом  за последние три месяца усиление конкуренции отметили 34% (6% говорят об ослаблении конкуренции).

Количество проверок за последние три месяца не изменилось у 80% опрошенных субъектов МСП, только 18% говорят об их увеличении.

В целом, можно говорить, что сильнее всего от сложившейся в стране ситуации пострадали следующие отрасли:

  • Мелкая розничная и оптовая торговля: рост цен на продукцию и услуги поставщиков за последние три месяца наблюдали 97% опрошенных предпринимателей; сокращение отпускных цен на продукцию и услуги – 92%.
  • Строительство: сокращение объема продаж и рентабельности продукции и услуг у 73% респондентов; 70% говорят об очень достаточной сильной конкуренции в отрасли с усилением конкуренции за последние три месяца в 57% случаев.
  • Бытовые услуги: сокращение объема продаж (70%) и рентабельности продукции и услуг (74%).

Также в данных отраслях наблюдалось снижение спроса на продукцию и услуги, ужесточение условий поставок, осуществляемых поставщиком, повышение стоимости арендных платежей, сложность в поиске производственного персонала и проч.

Необходимо отметить, что большинство предпринимателей (65%) оценивают эффект от усилий федерального правительства по борьбе с кризисом как нулевой, и четверть – как отрицательный.

Опрошенные предприниматели считают следующие меры наиболее эффективными по борьбе с кризисом:

  • не повышение тарифов;
  • отсрочка налоговых платежей или налоговые каникулы;
  • кредитование субъектов МСП;
  • снижение (не повышение) административного давления;
  • повышение доступности государственного и муниципального заказа.