Президент «ОПОРЫ РОССИИ» принял участие в панельной дискуссии «Малый бизнес – Как заработать два триллиона?». Сможет ли малый бизнес заработать два триллиона? Участники круглого стола сошлись во мнении, что сможет.
Модераторами мероприятия выступилигенеральный директор АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Александр Браверман и статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев.
«Два триллиона — сумма большая. И, на первый взгляд, преодоление этой планки — непростая задача, как для малого бизнеса, так и для крупного. Но, тем не менее, главная задача всех участников процесса сделать так, чтобы эти средства были не просто потрачены и заработаны, а чтобы это было сделано эффективно. И при этом это не выглядело так, что «крупных» принуждают покупать у «малых», — открыл дискуссию Олег Фомичев.
Государство в этом процессе также не должно занимать роль стороннего наблюдателя, а должно, по мнению чиновника, создавать такие правила игры, которые бы не менялись в течение определенного времени, что давало бы бизнесу возможность планировать свои инвестиционные расходы.
Его поддержал Александр Браверман: «Участие малого и среднего бизнеса в производственно-сбытовые цепочках компаний с государственным участием – необходимое условие развития экономики. Уже сегодня объем участия МСБ в закупках компаний с госучастием оценивается в более чем два триллиона рублей ежегодно. 35 крупных заказчиков, на которых приходится 80% рынка, уже вышли на показатель закупок в 180 млрд руб. у малого и среднего бизнеса в неделю. И еженедельно происходит прирост к этому показателюв 6-8 млрд руб.».
При этом Александр Браверман призвал не демонизировать крупные компании, чья цель и естественное желание — получить качественную продукцию, а не заключать договора «для галочки».
Заместитель генерального директора АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Наталья Коротченкова рассказала собравшимся, что сегодня важнейшим направлением работы корпорации является «выращивание» поставщиков, а для этого важна работа с регионами. При этом корпорация хочет максимально обнародовать объем закупок, которые были накоплены.
Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин в своем выступлении апеллировалуже имеющимися фактами: «Когда мы говорим сегодня крупным компаниям, что им будет выгодно делать закупки у малого бизнеса – это абсолютная правда. Судите сами. Вы — получите набор конкурентных локальных поставщиков, снизите собственные издержки, у вас появится возможность транслировать многие свои технологии на рынок».
Однако проведенный «ОПОРОЙ РОССИИ» опрос малых предпринимателей Индекс RSBI показал, что лишь 24% из опрошенных участвуют в государственных закупках. Лидерами среди регионов по участию в госзакупках оказались Москва (57%) и Республика Татарстан (27%).
«Сегодня технически выбор заказчика чересчур ограничен, нельзя сбрасывать со счетов и аффилированность госзаказчика и участников торгов. Помимо этого существует строгое ограничение по времени исполнения заказа, то есть заведомо ставят сроки, в которые может уложиться один единственный поставщик», — рассказал Александр Калинин.
Тем не менее, в России достаточно регионов, в которых уже на деле удачно практикуется участие МСБ в госзаказах.
В Ульяновской области, к примеру, за прошлый год уже успешно преодолена планка закупок у «малышей» в 3 млрд руб.
«В 2015 году мы увеличили объем закупок у малого бизнеса в три раза — с 800 млн. руб. до 3-4 млрд. Поступили мы просто: встроили предприятия МСБ в технологическую цепочку крупного бизнеса и в конце года проводили специальные закупочные сессии. Также мы подготовили реестр региональных малых предприятий по продукции и услугам для предприятий крупного бизнеса, что очень помогает в поиске необходимого вида товаров или услуг для заказчика», — рассказал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
А в Вологодской области, по словам заместителя губернатора Алексея Кожевникова, малый бизнес — главный работодатель: 32% населения края заняты в этой сфере.
«Три года назад мы начали активно работать над синергией малого и крупного бизнеса. В этих целях разработали проект в формате электронной кооперации, в котором сделали упор на три направления работы – технологические инновации, классическая бизнес-кооперация и системы внутренней мотивации для закупщиков и участников аукционов», — рассказал Алексей Кожевников.
Присутствовавшие на встрече представители крупного бизнеса генеральный директор ОАО «Россети» Олег Бударгин и председатель правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах сошлись во мнении, что поставщиков необходимо готовить, и фокусировать свое внимание, прежде всего, на перспективных компаниях с будущими возможностями роста.
Вадим Куликов, генеральный директор ООО «Российский технологический фонд», уверен в успехе всех предпринимаемых усилий на пути увеличения доли МСБ в госзакупках: «Россия только на 6 триллионов рублей закупает продукции от китайского производителя из числа МСБ. И сегодня, думаю, нам всем просто необходимо скооперрироваться в деле «доращивания» своего малого бизнеса до необходимого нам всем уровня».