24 ноября на форуме «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату» был презентован «Атлас муниципальных практик» — документ, в котором систематизируется успешный опыт развития бизнес-климата на местах на примере практических кейсов.
Дарья Сунцова, руководитель проекта «Лучшие муниципальные практики» «ОПОРЫ РОССИИ», подробно рассказала о целях и задачах «Атласа».
— Дарья Юрьевна, расскажите, что такое «Атлас муниципальных практик»?
— «Сейчас Атлас – это 30 практических инструментов, которые работают на конкретных территориях и могут быть распространены на другие. В отличие от регионального инвестиционного стандарта Атлас не является безусловным руководством: 23 тысячи муниципальных образований слишком различаются между собой, стандартизация их работы – сомнительная идея. Атлас – это скорее путеводитель, который поможет муниципалитету найти и использовать подходящие инструменты работы. «ОПОРА РОССИИ» в течение четырех лет работала над поиском и тиражированием опыта территорий по улучшению бизнес-климата. Во многом результаты этой работы легли в основу Атласа.
— Для кого создавался Атлас?
— Документ долгожданный – запрос на него был очень давно. В «ОПОРЕ РОССИИ» почти 400 местных отделений, которые объединяют несколько сотен тысяч предпринимателей. Есть возможность сравнить условия для ведения бизнеса, которые формируются на муниципальном уровне. Конечно, в целом, настроение предпринимателей определяют федеральные инициативы: повышение страховых взносов или новость про налоговые сборы более значимы для настроения бизнеса. Но упрощение процедуры доступа к земле, преференции инвесторам, особый режим сопровождения социально-значимых проектов – всё то, что делает или не делает местная власть для бизнеса не менее важно. Иногда именно это является решающим фактором принятия решений по выбору места «дислокации» нового предприятия.
Региональные отделения «ОПОРЫ РОССИИ» ждали подобный документ как дополнительный инструмент выстраивания конструктивного диалога с местной властью: «Атлас» – сборник реальных кейсов совместного развития территорий через предпринимательство, наглядная демонстрация того, как действия или бездействия муниципальных властей могут повлиять на инвестиционный климат территории. Так, например, в Заводоуковском районе сделали систему сопровождения инвестора по принципу «одного окна», и объем инвестиций вырос кратно за несколько лет.
А для муниципалитетов «Атлас» – это возможность научиться грамотно выстраивать отношения с инвестором не методом «проб и ошибок», а используя чужой опыт.
— Неужели есть муниципальные чиновники, которые сами хотят учиться привлечению инвестиций?
— Мы очень часто говорим о создании положительного образа предпринимателя, о том, что до сих пор в России не сформировалось адекватное отношение к людям, которые поднимают свой бизнес. На самом деле, превращение в общественном сознании т.н. «спекулянта» в «предпринимателя» — эффективного хозяина, обладающего уникальным организационным талантом, который создаёт рабочие места и развивает экономику страны, — непростая задача.
Но положительный образ муниципального чиновника – это не менее важная тема. Давайте уже перестанем считать, что власть на местах – это сплошь коррупционеры, которые «кошмарят» бизнес, разворовывают муниципальное имущество и единственной целью работы видят личное обогащение.
Есть такой проект ОНФ «За честные закупки», который выявляет и делает публичными факты недобросовестного расходования бюджетных средств. Это прекрасная инициатива и очень важная работа, которая экономит немало наших с вами денег.
Но естественно, получается некоторый «перекос»: негативные истории про чиновников намного известнее позитивных.
А положительный опыт управления на местах тоже есть.
— Вам известны такие примеры?
— Безусловно. В проекте «Бизнес-Успех» (это региональные форумы и премия для предпринимателей и муниципальных чиновников) прошло 35 региональных этапов, которые за четыре года объединили не только 30 000 предпринимателей, но и около 3 000 представителей ОМСУ. Я лично знаю многих потрясающих руководителей муниципалитетов, которые искренне заинтересованы в развитии своей территории. И поверьте, в очень непростых условиях находят удивительные решения для улучшения бизнес-климата. В конкурсе «Бизнес-Успех» с самого начала, с 2011 года, была выделена в отдельную номинацию «Лучшая муниципальная практика», которая поощряет их работу, делает известными именно успешные примеры.
Другой вопрос в том, что даже тем активным инициативным, т.е. по-хорошему «странным» чиновникам, которые этого хотят, негде и не у кого было учиться.
Курсы повышения квалификации от академических преподавателей всё-таки далеки от реальной ситуации. Когда у главы администрации на повестке дня одновременно ремонт в школах, уборочная кампания, отопительный сезон, хронически дефицитный бюджет, очередные новости в системе муниципальных закупок и сотни других проблем, управлять бизнес-климатом «по учебникам» не получается.
«Атлас муниципальных практик» хорош тем, что в нём систематизирован реальный практический опыт, которым могут поделиться коллеги из других муниципалитетов.
— Как практики, собранные в Атласе, будут доходить до адресатов?
— Презентация Атласа муниципальных практик – это важный этап работы. Но всё-таки, это промежуточный этап. Благодаря Агентству стратегических инициатив опыт лучших территорий был систематизирован и оформлен в своеобразное руководство к действию. Однако путь по внедрению ещё очень долгий.
Сейчас «Атлас» апробируется в 15 пилотных регионах, в марте 2015 года мы ждём первые итоги, а пока продолжаем работать по двум направлениям.
Во-первых, это очные и заочные образовательные программы для муниципальных чиновников на основе сборника Лучших муниципальных практик. В ближайших планах всероссийская конференция в Москве – 4-5 февраля 2015 года, и 10 окружных этапов форума «Бизнес-Успех» с мастер-классами для муниципальных чиновников, которые пройдут в течение 2015 года.
Второе направление работы – это дополнение и расширение Атласа. Сборник не является закрытым перечнем. Конкурс «Лучших муниципальных практик» продолжается, мы призываем муниципалитеты делиться своим опытом развития бизнес-климата на местах: проблемами, успехами, предложениями, иногда – и эмоциями. Вместе мы сможем больше.