Александр Калинин о настроениях малого бизнеса, госзаказе и регионах в интервью "Российской газете"

1581

Недавно был опубликован очередной «Индекс ОПОРЫ RSBI», или, проще говоря, самочувствия малого и среднего бизнеса. Согласно документу, во втором квартале 2015 года субъекты МСБ продолжают ощущать депрессию, хотя и не такую сильную, как в первом. О том, что сейчас беспокоит представителей малого предпринимательства, «РГБ» рассказал президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александр Калинин.
Источник «Российская газета»

 — Александр Сергеевич, для чего нужен индекс RSBI?

Александр Калинин: Он дает прогноз как минимум на полгода вперед, как будут вести себя малые и средние предприятия. Это не статистика, а именно настроение людей. В этом и состоит уникальность рейтинга. Если ожидания положительные, то индекс будет выше 50 пунктов. Если ниже, то можно говорить о сворачивании бизнеса.

Индекс предпринимательских ожиданий мы вместе с Промсвязьбанком определяем почти год. Каждый квартал делаем замеры и оцениваем самочувствие предпринимателей в разрезе отраслей, размеров бизнеса и регионов. Причем просим высказаться по четырем позициям. Прежде всего, это продажи, кадры, доступность финансирования и готовность инвестировать.

Замеряя объем продаж, в третьем квартале прошлого года мы зафиксировали индекс 49 пунктов, но уже в четвертом квартале настроение предпринимателей по этой позиции рухнуло до 36. По кадрам индекс демонстрирует все время рост выше 50 пунктов. То есть можно сделать вывод, что ситуация по кадрам для бизнеса сегодня благоприятная.

Ситуация с доступностью финансирования в четвертом квартале прошлого года и первом нынешнего резко ухудшилась. Индекс упал до 36. Соответственно, один в один идет готовность к инвестициям.

В четвертом квартале 2014 г. ситуация с инвестициями развивалась, я бы сказал, драматично. Индекс был 36, в первом квартале нынешнего года — 39,8.

Замеряя второй квартал, мы увидели, что ситуация начала выправляться. В среднем по стране продажи оказались где-то на уровне 48. По кадрам наблюдаем уверенный оптимизм: более 52. Ситуация с доступностью персонала и со стоимостью персонала в издержках хорошая. Доступность финансирования начала слегка улучшаться, но все равно низкая — 38. Готовность к инвестициям также низкая — индекс менее 41. Можно сделать вывод, что и в третьем квартале бизнес инвестировать не будет. Осмелюсь предположить, что и в четвертом квартале мы будем находиться в состоянии депрессии.

С другой стороны, бизнес не сидит на месте. Предприниматели отмечают, что, для того чтобы увеличились продажи, они вынуждены балансировать на грани рентабельности плюс снижать издержки. По продажам индекс уже достиг 48, а в некоторых регионах, как в Татарстане, показатель выше 50. Все больше становится регионов, где фиксируется рост продаж. Но парадокс! Чем больше улучшается ситуация с продажами, тем острее встает вопрос с деньгами. Причем Центробанк снижает ключевую ставку. Но адекватная доступность финансов, которая была до кризиса, так и не наступила. Банки заняли очень осторожную, консервативную позицию, они одобряют только каждый третий кредит. Ставки все еще далеки от уровня ЦБ. Если у ЦБ сегодня 11%, то реально малый бизнес может получить деньги лишь под 20 и более процентов. Предприниматели недовольны доступностью финансирования. Раз нет денег, то они не готовы и к инвестициям.

Мы надеемся, что ЦБ примет такую регуляторику, при которой банкам было бы выгодно кредитовать малый бизнес. Объем капиталов банков превысил валовый продукт страны — 73 триллиона. Плюс у населения огромные средства. А одних только государственных денег на кредитование малых предприятий не хватит.

Что же касается непосредственно результатов индекса, то мы ежеквартально представляем их органам власти и предпринимательскому сообществу. Видим, что этот инструмент крайне полезен для анализа текущей экономической ситуации.

Как себя чувствуют регионы во время кризиса? Предпринимаются ли ими какие-либо меры по улучшению ситуации с МСБ на местах? Какие регионы выстроили наиболее эффективную политику поддержки малого бизнеса?

Александр Калинин: «ОПОРЕ России» стало легче работать с регионами. Если ранее мы оценивали ситуацию с помощью наблюдений наших лидеров организаций в регионах, а у нас восемьдесят с лишним отделений по стране, то сегодня активно работает Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах, который проводит Агентство стратегических инициатив. «ОПОРА России» входит в Наблюдательный комитет этого рейтинга. Наши эксперты и предприниматели активно участвуют в его формировании. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что наше видение того, что происходит с малым бизнесом в регионах, совпало с результатами исследования АСИ. В первой пятерке лидеров Татарстан и Калужская область, они идут впереди с минимальным отрывом друг от друга, но с приличным отрывом от других регионов. За ними следуют Белгородская, Ульяновская и Тамбовская области. Лично я был приятно удивлен местом в рейтинге Тамбовской области. Дело в том, что я знаю не понаслышке, как ведется работа с бизнесом в Белгородской и Ульяновской областях. А в Тамбовской области мне побывать не приводилось. Теперь планирую съездить туда и изучить их опыт.

Регионы все очень разные. Где-то до сих пор «спят» в деле развития бизнеса на территории. Особенно это касается тех, кто попал в пятую группу рейтинга. Фокус в том, что на этом может сработать мультипликативный эффект. В те регионы, где «хорошо», и пойдет капитал. А аутсайдеры еще больше просядут. Последним надо срочно заниматься качеством управления, административными реформами, собирать команды профессионалов. Речь идет о компетенциях региональных и местных властей. Президент Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме обращал внимание на эту проблему, и буквально на днях было принято решение создать на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы Институт лучших муниципальных и хозяйственных практик. То есть в первую очередь учить чиновников, как работать с бизнесом. В противном случае мы никогда не станем инвестиционно привлекательной страной.

Как продвигается реализация поручений Госсовета по МСП?

Александр Калинин: То, что Госсовет по малому и среднем бизнесу прошел в этом году, безусловно, показатель того, что высшая власть в стране услышала и увидела, что у малого бизнеса накоплены достаточно серьезные проблемы. И дальше с такой регуляторикой и таким качеством бизнеса мы развиваться интенсивно не будем.

Госсовет прошел в очень важное время. Ту тревогу, которую обозначил президент в ежегодном Послании Федеральному Собранию в декабре, разделяют в деловых союзах, в том числе и в «ОПОРЕ России». Решений Госсовета может быть и не так много, как нам хотелось бы, и они не такие радикальные, но они закладывают векторы, по которым дальше уже движется государственная машина. Кроме того, это четкий сигнал малому и среднему бизнесу о том, что они важнейшая часть экономики, социальной сферы, гарант стабильности, устойчивости страны.

Отношение к бизнесу меняется. Один за другим выходят нормативно-правовые акты, которые были предусмотрены либо антикризисным планом правительства, либо решением Госсовета. К примеру, на три года с 2016 года отменены все плановые проверки по малому и среднему бизнесу, кроме некоторых, особо опасных категорий. Регионам дано право снижать налоги по упрощенной системе налогообложения по доходам. Кроме того, регионам дано право снижать в два раза ставку налогообложения для работающих по патентной системе и применяющих вмененный режим. Налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей в отдельных сферах плюс расширение тех видов деятельности, где можно работать на патенте, уже приняты. Возможность выкупа регионального и муниципального имущества до пяти лет в рассрочку тоже принято. То, что микрофинансовые организации могут давать займы на три года и до трех миллионов, стоит в повестке Госдумы на осень. Сформирован единый центр экспорта на базе Внешэкономбанка, который будет помогать выходить на экспортную прямую нашим предприятиям. По предложению «ОПОРЫ России» создана государственная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса. Принято решение создать ее на базе агентства кредитных гарантий. Поскольку деньги уже были выделены, структура сформирована, для налогоплательщиков это не будет дополнительным бременем. 

Плюс ко всему, корпорации от Внешэкономбанка переподчиняется МСП банк, такое приобретение только усиливает позиции корпорации. Еще одна дополнительная функция — обеспечить доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкорпораций, а также муниципалитетов и государственных органов. Госкорпорация также будет координировать ведомственные программы, регуляторику в отношении малого и среднего бизнеса, отвечать за конечные показатели. Это очень сложные задачи, учитывая специфику страны. И впереди предстоит большая совместная работа.

Одной из основных проблем для малого бизнеса всегда был доступ к кредитным ресурсам. В условиях кризиса эта проблема обострилась. Как сегодня обстоят дела с кредитованием МСП?

Александр Калинин: Плохо. Наряду с проверками это одна из самых острых проблем. Количество качественных заемщиков резко уменьшилось, а количество денег у банков особо не добавилось. Да и на Западе мы уже не можем привлекать значительные суммы. Банки предпочитают отдавать свои финансовые портфели крупному бизнесу, который из-за санкций не может брать кредиты на Западе, или играть на финансовых рынках. Таким образом, деньги ушли крупному бизнесу и на спекулятивные операции.

Кредитование малого бизнеса упало за полгода на десять процентов плюс ставки кредитования до сих пор запредельные — 20% и выше. Да, есть механизмы льготного финансирования через МСП банк, но это мизер. Максимум 20-50 млрд рублей. А нужны триллионы. Не получится накормить государственными деньгами такую массу малого бизнеса.

Что же делать в этой ситуации?

Александр Калинин: Нужна новая финансовая регуляторика, чтобы банку было выгоднее дать деньги малому бизнесу, чем пустить на финансовые спекуляции. С ЦБ России у нас идет системный диалог, есть прогресс по многим направлениям. Но при этом имеются вопросы, требующие решения. К примеру, требование по аллокации капитала для банков. Проще говоря, речь идет о нормах резервирования. К примеру, если ты приобретаешь на рынке финансовые акции, то, будь добр, сделай повышенное резервирование в ЦБ под эту операцию. А если ты покупаешь государственные ценные бумаги, то норма резервирования вообще минимальна. Соответственно банки могут на свой капитал совершить гораздо больше выгодных государству операций. Сегодня же, если даже у тебя качественный кредитный портфель по МСП, то ты обязан сделать «единичку», то есть столько же зарезервировать средств, сколько выдал кредитов. Сравните: по базельским нормативам коэффициент резервирования 0,75, в ЕС — до 0,5, а если кредит обеспечен коммерческой недвижимостью, то можно дойти и до показателя в 0,3. Таким образом, в Европе на одно выданное евро малому и среднему бизнесу можно резервировать только 30 центов. У нас же один в один. Регуляторику по аллокации капитала нужно изменить в более умную сторону. Как пример умной регуляторики: ЦБ добился того, что с 1 июля нынешнего года, в случае если банк привлекает депозиты по ставке выше определенной ЦБ, операция считается высокорисковой и банки обязаны сделать гораздо большее резервирование.

Сейчас многие подумают и начнут снижать ставки по депозитам. А раз снижаются ставки по депозитам, начнут снижать ставки и по кредитам.

«ОПОРА России» недавно обсуждала эту тему с руководством ЦБ. Надеемся на положительные изменения.

Участие малого бизнеса в госзаказе довольно проблематично. Как увеличить долю малого бизнеса в госзакупках? Какие меры для этого потребуются?

Александр Калинин: Госзакупки разбиваются на три больших блока. Это закупки по 44-ФЗ — закупки государственных и муниципальных органов. Есть закупки по 223-ФЗ, к которым относятся госкорпорации и монополии. Есть еще часть, я бы сказал, хитрых окологосударственных организаций. Например, ГУПы и МУПы, которые в части закупок у МСБ никак не регулируются. Мы работаем по всем блокам. В поручениях Госсовета есть пункт распространить действие 44-ФЗ на закупки ГУПов и МУПов. Но регионы не торопятся это делать. Однако решение Госсовета существует. «ОПОРА России» сейчас мониторит ситуацию.

Другая задача — улучшать 44-ФЗ. Есть масса моментов, которая требует своей доработки. К примеру, нет эффективной ответственности за нарушения. Например, в законе сказано, что 15 процентов закупок должно отходить субъектам малого и среднего бизнеса. А этого нет, и действенной ответственности тоже нет. Ну не отошло 15 процентов — и что дальше? А ничего!

Любой мог сказать: я субъект малого бизнеса, и это не проверишь, не подтвердишь. У нас нет пока реестра субъектов малого и среднего бизнеса. Но надеемся, что скоро такой реестр появится. По итогам Госсовета Федеральной налоговой службе поручено сдать такой реестр в четвертом квартале нынешнего года.

Ну и, наконец, 223-ФЗ, который был такой «мягкий, плюшевый», однако предусматривал принятие постановления правительства об особенностях закупок госкорпораций и естественных монополий у субъектов малого и среднего бизнеса. В прошлом году этот вопрос мы активно обсуждали на форуме Общероссийского народного фронта. И по его итогам постановление правительства N 1352 было принято. 1 июля оно вступило в силу. Согласно документу, 10 процентов от всех закупок госкорпорации и естественные монополии должны через спецторги приобретать у предприятий малого и среднего бизнеса. Еще они должны создать механизм «второй руки», то есть связанные контракты передавать крупным фирмам, чтобы те по этим контрактам 8 процентов разместили у своих субподрядчиков, представителей малого и среднего бизнеса.

Если предприниматели выиграли на спецторгах, поставили продукцию, оказали услуги, с ними должны рассчитаться в течение тридцати дней. Поскольку органом, который контролирует исполнение госзакупок, является ФАС России, то необязательно жаловаться в суд, достаточно обратиться в антимонопольную службу, обидчика оштрафуют, а может, и отстранят от руководящих должностей. Мы за честные закупки.

Кроме того, принимается регуляторика по унификации работы на электронных площадках. Более того, в Татарстане запущен сайт smb.tattis.ru, бесплатный для всех российских предпринимателей, где сведены воедино все торги, которые проходят в стране. Предприниматели могут в момент увидеть, где и кем закупается их продукция.

Какие еще инициативы «ОПОРЫ России» за последнее время вы могли бы назвать наиболее значимыми для малого и среднего бизнеса?

Александр Калинин: Проведение Госсовета по вопросам развития МСБ. Мы просили об этом администрацию президента в прошлом году. Также проведение форума малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге. Во-вторых, резкое снижение количества проверок и оснований для их проведения. Кроме того, снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Введение льготных категорий подключения к инженерной инфраструктуре. Продление малой приватизации до 2018 г. Принятие постановления правительства о порядке закупок госкомпаниями у МСБ. Пересмотр размеров и сроков введения неналоговых платежей.

Какие конкретные шаги в существующих экономических условиях необходимо, на ваш взгляд, предпринять государству для стимулирования развития малого и среднего бизнеса?

Александр Калинин: Пока еще только приняты необходимые законодательные акты. И практическая работа только начинается.

Давайте рассмотрим налоги, государство дало право регионам снижать их. А кто воспользовался этим правом? Даже каникулы по индивидуальным предпринимателям ввели только около 30 регионов. Снижение же по упрощенной системе налогообложения от доходов пока ни один регион не принял. Пришло время, когда на уровне регионов должны происходить реальные шаги, предусмотренные решением Госсовета. Пройдет лето, и мы будем ставить вопрос, какие регионы не выполняют эти решения. Да и по финансовой доступности мало что сделано. Мы надеемся, что это будет первой задачей созданной корпорации по развитию малого и среднего бизнеса.

К 1 сентября минэкономразвития должно подготовить стратегию развития малого и среднего бизнеса до 2030 года. «ОПОРА России» принимает участие в подготовке документа?

Александр Калинин: Да, мы принимаем участие в рабочей группе при минэкономразвития. «ОПОРА» уже подготовила и направила в ведомство свои предложения. Кроме того, мы считаем, что стратегия должна быть разбита на этапы и в первом этапе расписано, что необходимо сделать до 2020 года. В первую очередь, принять комплекс мер по стимулированию предпринимательской активности граждан, созданию новых предпринимательских ниш, изменив саму отраслевую структуру предпринимательства. По разным оценкам, в теневом секторе занято до 20 млн человек. Создание условий для легализации их деятельности через патент для самозанятых позволит существенно улучшить основные социально-экономические показатели, характеризующие развитие МСП в России. 

При регистрации легализовавшихся граждан как ИП на них должны распространяться «налоговые каникулы». И предоставляться максимальная простота и удобство ведения бизнеса.

Необходимо сохранить пониженный уровень страховых взносов для малого и среднего бизнеса, который действует лишь до 2018 года. Эта мера представляется значимой, поскольку доля страховых взносов в ряде случаев может составлять большую часть фискальной нагрузки, в особенности в первые годы существования предприятия, достигая в некоторых случаях 75% и более от всех уплачиваемых платежей.

Одним из важнейших направлений деятельности «ОПОРЫ России» является содействие раскрытию потенциала отдельных социальных групп населения. Для этих целей должны быть приняты специальные государственные программы.

Также мы предлагаем, и нашу позицию поддерживает ФАС, отдать часть государственных и муниципальных сфер деятельности в конкурентную среду. В России на конкурентных рынках действует значительное число муниципальных унитарных предприятий: 20% всех МУПов занято в коммунальной сфере (производство, передача и распределение газа, пара и горячей воды), 18% занимается операциями с недвижимым имуществом, в основном посредническими, 13% — в оптовой и розничной торговле. Их деятельность искажает состояние конкурентной среды за счет доступа к системе льгот и преференций. Чтобы этого избежать, нужно ограничить право муниципалитетов на создание и сохранение предприятий в таких конкурентных сферах экономической деятельности, как, например, розничная торговля, транспорт, бытовое обслуживание, общественное питание и вывоз мусора.

Мы считаем, что вовлечение широких масс населения в малый и средний бизнес должно стать национальной идеей.

В этом году «ОПОРА России» будет проводить форум по развитию МСБ?

Александр Калинин: Обязательно. Планируем провести его в октябре. Контуры форума еще дорисовываются, но уже точно известно, что обсудим эффективность мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса, конкурентные преимущества различных юрисдикций, действующих на территории ШОС.

Отдельный блок посвятим именно финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства, взаимодействию с новой госкорпорацией. Положительный вектор развития малого и среднего бизнеса задан, но впереди много работы.