24 ноября в Москве состоялась III ежегодная конференция «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату». В конференции приняли участие руководители органов власти, федеральных ведомственных управлений, общественных и коммерческих организаций, глав субъектов РФ.
В рамках пленарного заседания, модератором которого выступил Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково», участники обсудили реализацию основных инициатив предпринимательского сообщества, приоритеты федеральной и региональной власти и бизнеса по ключевым направлениям экономического развития, а также предложения по конкретным шагам для развития предпринимательства в стране на ближайшую перспективу (2015-2016 годы).
Открывая заседание, Андрей Шаронов отметил значимость Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах. «Позиции России растут во всех мировых рейтингах, измеряющих деловую среду, однако национальный рейтинг наиболее глубоко и четко дает картину состояния инвестиционного климата в стране», — считает он.
Продолжил тему заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Станислав Воскресенский: «Для того чтобы МСБ занимал лидирующие позиции в рейтингах, коллегам, которые занимаются государственным управлением, необходимо установить чёткие цели. На мой взгляд, таких измеримых целей может быть две — это темпы прироста частных инвестиций и рост доли занятых в малом бизнесе», — подчеркнул он.
Мнение предпринимательского сообщества представила тройка лидеров деловых общественных организаций «ОПОРЫ РОССИИ», РСПП и «Деловой России».
Так, Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин считает, что в условиях нестабильной экономической ситуации необходимо создавать новые рынки сбыта, а также перераспределять некоторые рынки в пользу малого и среднего бизнеса. В качестве примера он привел 223-ФЗ закон о закупках государственных корпораций и естественных монополий. Александр Калинин напомнил, что им предусмотрено постановление Правительства, которое создаёт преференции отечественным производителям в сфере закупок госкорпораций. «Госкорпорации и естественные монополии у нас ежегодно закупают на 12 триллионов рублей. Если даже пойти по пути Федерального закона № 44 [«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»], а там квоты установлены в 15 процентов, то мы можем получить 2- 3 триллиона рублей в год, которые малый и средний бизнес может получить с этого рынка», — заявил глава «ОПОРЫ».
Президент РСПП Александр Шохин в своем выступлении остановился на необходимости стабильности фискальной и налоговой нагрузки и отметил целесообразность зафиксировать данный тезис в послании Президента России Федеральному Собранию РФ. Также он отметил необходимость определиться с площадкой для дискуссий по стратегическим решениям, поскольку, в отличие от правительственных законопроектов, проекты, представленные депутатами, не проходят формализованной экспертизы. «Необходимо ввести обязательность процедуры оценки регулирующего воздействия для всех проектов нормативных правовых актов, затрагивающих бизнес», — предложил глава РСПП.
Президент «Деловой России» Алексей Репик подробно остановился на вопросах совершенствования контрольно-надзорной деятельности и необходимости снижения барьеров для бизнеса. Ключевыми точками для улучшения инвестиционного климата, по мнению Репика, должно стать повышение производительности труда и диверсификация российской экономики. Особую роль в этих процессах должны сыграть дуальная модель образования и совершенствование профессиональных стандартов на основании «Атласа новых профессий».
Кроме того, участники пленарного заседания затронули и тему комфортности условий для иностранных инвесторов в России. Управляющий партнер компании EY по России Александр Ивлев рассказал о том, что иностранные инвесторы готовы оставаться в нашей стране, однако, с учетом нынешней экономической ситуации, вынуждены пересматривать свои инвестиционные планы. «Иностранный бизнес указывает на две темы, которые они хотят видеть у нас в России. Прежде всего, это предсказуемость: они должны четко понимать правила игры и видеть перспективу на 5-10 лет, чтобы возможно было выстроить свой бизнес-план, свои бизнес-процессы абсолютно в любых условиях. Они должны знать, что в течение 5-10 лет не будет происходить никаких изменений, а их права будут соблюдаться», — резюмировал он.
Собственным опытом формирования комфортной бизнес-среды в регионе поделился Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Особое внимание он уделил новому документу — Стандарту деятельности по обеспечению благоприятного делового климата. В данной системе предусмотрена реакция на случаи ущемления интересов и прав представителей малого бизнеса со стороны муниципальных властей. «Планируется сформировать реестр должностей, которые контактируют с предпринимателями и могут нанести своими решениями ущерб проекту, а также будет повышена роль общественных объединений предпринимателей», — рассказал глава региона
В ходе пленарного заседания состоялся интерактивный опрос на тему: «Какие направления в регуляторной политике Вы считаете наиболее актуальными для улучшения делового климата в 2015-2016 гг?».. Топ-3 ответов выглядит так:
30,6% – доступность кредитных и финансовых ресурсов,
19,2% – стабильность налоговой (фискальной) нагрузки на бизнес,
11,9% – прекращение вмешательства силовиков в законную деятельность хозяйствующих субъектов.
Комментируя полученные результаты опроса, помощник президента Андрей Белоусов сообщил, что власти РФ в текущей ситуации разработали ряд финансовых инструментов, которые должны частично компенсировать недостаток финансовых ресурсов. По его словам, ставка по кредиту в рамках механизма проектного финансирования для конечного заемщика может быть пересмотрена в сторону уменьшения в связи с ростом ключевой ставки ЦБ.
Также в рамках Конференции состоялись круглые столы по ключевым для предпринимательского сообщества темам — малый бизнес и последние налоговые инициативы, комплексная система сопровождения инвестора, реформа контрольно-надзорных функций, вопросы оценочной и кадастровой деятельности, «атлас муниципальных практик», контрольные закупки как инструмент мониторинга хода реализации дорожных карт.