Александр Калинин: Корпорация МСП — инструмент решения проблем бизнеса

1293

Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин принял участие в панельной дискуссии «Малое и среднее предпринимательство. Консолидация мер поддержки — залог успешного развития», которая прошла в рамках инвестиционного форума в Сочи.

В июне 2015 года Указом Президента России создано акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП).

Новый институт развития призван обеспечить системность подхода к развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) в стране, координировать оказание поддержки МСП и, в результате, обеспечить увеличение этого сегмента бизнеса в экономике России. 

Модератором дискуссии выступил статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев и руководитель Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александр Браверман. 

В мероприятии также участвовали Анатолий Аксаков, Председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству; Владимир Груздев, Губернатор Тульской области; Александр Смекалин, Первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области; Алексей Орлов, Первый Заместитель Председателя Правительства Свердловской области; Борис Титов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей; Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, представители банковского и экспертного сообщества и предприниматели. 

Участники дискуссии обсудили, каким образом обеспечить необходимую для бизнеса государственную поддержку и как повысить эффективность работы существующей инфраструктуры; какие меры необходимо реализовать для расширения доступа субъектов МСП к заемному и инвестиционному капиталу; как добиться снижения стоимости кредитования для субъектов МСП, а также как увеличить долю закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП  крупными компаниями. 

Александр Калинин рассказал о своем видении основных задач Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Он остановился на двух определяющих – это госзаказ и эффективность программ государственной поддержки.

Он напомнил, что «ОПОРА РОССИИ» провела мониторинг эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Основные выводы мониторинга он привел следующие:

1. Предприниматели, которые получил финансовую поддержку от государства, развиваются лучше: предприятия имеют лучшие показатели развития по числу создаваемых рабочих мест, росту годовой выручки, росту налоговых поступлений по сравнению с компаниями, не получившими господдержку. Однако доля получателей поддержки невелика.

2. Предприниматели повсеместно сталкиваются с дефицитом бюджетных средств на прямую финансовую поддержку. Об этом заявляет каждый второй опрошенный.

3. Низкая информированность о существующих мерах государственной поддержки; только 35 % предпринимателей слышали о существовании каких-либо программ.

4. 65 % предпринимателей считают наиболее востребованными прямые финансовые меры поддержки, тогда как больше половины всех средств Минэкономразвития России расходуются на непрямые (инфраструктурные) меры поддержки.

5. Только 28 % предпринимателей, получивших поддержку, признали процедуру получения поддержки простой. При этом 50 % предпринимателей отказались от участия в программах поддержки из-за сложной отчетности. 

По словам, А. Калинина приведенные данные указывают на незаинтересованность региональных властей в развитии МСП. «Необходиморазработать показатели эффективности органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. А также  повысить вес показателей, связанных с развитием малого предпринимательства, при оценке эффективности деятельности глав регионов», -предложил глава «ОПОРЫ». 

Еще одной проблемой развития МСП в России Александр Калинин назвал недостаточный уровень информированности предпринимателей о мерах господдержки. «Здесь необходимо создать единую информационную систему обо всех мерах государственной поддержки», — сказал он. 

Другой немаловажной проблемой Калинин назвал неэффективное администрирование процесса господдержки.

Субъекты РФ сильно различаются по объемам поддержки в расчете на 1 субъекта МСП.  20 % бюджетных средств на поддержку МСП не осваивается. В 2014 г. не было освоено 3,6 млрд. руб. на поддержку МСП.

«Считаем важным разработать процедуру предоставления средств господдержки, при которой средства будут доведены до предпринимателей в начале года», — предложил он. 

Отдельно президент «ОПОРЫ РОССИИ» остановился на госзакупках. По его мнению, закупки компаний по 223-ФЗ не стимулируют развитие импортозамещения.

«Данная проблема может быть решена путем внесения в Правительство РФ проекта постановления Правительства РФ, предусматривающий приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, в рамках реализации Федерального закона № 223-ФЗ», — заявил Александр Калинин. 

Также глава «ОПОРЫ» считает, что задержки оплаты заказчиками поставленной продукции является существенным финансовым барьеров для участия в закупках. Данную проблему по его словам, необходимо решать путем внесения изменений в НПА. 

Кроме того, необходимо введение норм об отборе операторов электронных торговых площадок. В этой связи «ОПОРА РОССИИ» предлагает законодательно ограничить предельное число электронных торговых площадок и предоставить субъектам МСП право вести деятельность на любой торговой площадке при условии регистрации хотя бы на одной.

Также по мнению, президента «ОПОРЫ РОССИИ» необходимо создание реестра субъектов малого предпринимательства, в том числе для целей контроля соблюдения квоты для малых предприятий в рамках госзакупок и закупок компаний с государственным участием. 

В заключение Александр Калинин, отметил, что именно Корпорация может решить существующие проблемы и определить курс на дальнейшее совершенствование регулирования сферы МСП.